Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, устанавливающие порядок и процедуры формирования Совета Федерации РФ, практика их реализации, а также сложившиеся в науке концепции и имеющиеся теоретические подходы, связанные с проблемами формирования верхних палат парламентов.
Цель исследования. Целью данной работы является изучение Совета Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ, порядок формирования Совета Федерации, структура и компетенция Совета Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
§1.Совет Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………………………………………………5
§2. Порядок формирования Совета Федерации………………………………………11
§3.Структура и компетенция Совета Федерации……………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...26

Файлы: 1 файл

Совет Федерации порядок формирования, структура, компетенция.docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Государственный университет  -

учебно-научно-производственный комплекс»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конституционное право»

Тема: «Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция».

 

   

 

 

    Студент                                                                              Е. И. Губанова

    Шифр                                                                                 110287

    Группа                                                                                14-ЮБ

    Специальность                                                                  030900 «Юриспруденция»

 

 

Допустить к защите                                       «_____» _______________  2011 г.                              

Руководитель         _______________________      доктор юридических наук,

                                                                                     доцент, зав. кафедрой

                                                                                     Астафичев П. А.

 

 

   Проверил    _____________________________      к.ю.н., доцент

                                                                                     Щеголева Н. А.

 

 

 

.

 

 

Орел-2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

§1.Совет Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………………………………………………5

§2. Порядок формирования  Совета Федерации………………………………………11

§3.Структура и компетенция Совета Федерации……………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Государственная Дума РФ представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации РФ, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования Совета Федерации РФ.

Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, устанавливающие порядок и процедуры формирования Совета Федерации РФ, практика их реализации, а также сложившиеся в науке концепции и имеющиеся теоретические подходы, связанные с проблемами формирования верхних палат парламентов.

Цель исследования. Целью данной работы является изучение Совета Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ, порядок формирования  Совета Федерации, структура и компетенция Совета Федерации

Структура курсовой работы включает введение, три  раздела, заключение и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.Совет Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ

 

Согласно ч.2 ст. 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции РФ указывается, что порядок формирования устанавливается законом.

Депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны сроком на два года (1994 – 95 гг.) 12 декабря 1993 года на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г.

Согласно этому положению, выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Совет Федерации избирались по два депутата от каждого субъекта РФ на основе системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал  голос за двух кандидатов. Кандидаты в депутаты Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями, включающими региональные организации общефедеральных политических партий, общефедеральных политических движений, уставы которых были зарегистрированы соответствующими органами юстиции, или блок таких общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов.

В положении о выборах депутатов Совета Федерации устанавливалось, что число избирательных округов по выборам депутатов Совета Федерации равно числу субъектов Российской Федерации. На территории каждого субъекта Федерации образовывался один избирательный округ. Вот почему избирательные округа, образованные в краях или областях, имеющих в своем составе автономные округа, не охватывали территории этих округов. И, следовательно, депутаты Совета Федерации, избранные от таких краев и областей, не представляли интересы избирательных округов, входящих в состав этих краев  и областей. В соответствии и «Заключительными и переходными положениями» Конституции РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года.

Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого созыва был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст.95 и 96 Конституции РФ.

Со второй половины 1994 года стал дебатироваться вопрос о порядке формирования Совета Федерации следующего созыва. В ходе работы над законопроектом о формировании Совета Федерации столкнулись взаимоисключающие точки зрения. Одни исходили из необходимости избрания Совета Федерации всеобщими прямыми выборами, другие считали, что члены палаты должны делегироваться органами государственной власти субъектов Федерации, третьи же выступали за вхождение в Совет Федерации руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по должности.

Споры о концепции в значительной мере были предопределены тем, что Конституция России не содержит однозначного ответа на вопрос о способе создания Совета Федерации.

5 декабря 1995 года на  внеочередном  заседании  Государственной  Думы депутаты приняли  в  прежней  редакции  («за»  -   311,   «против»   -   9, «воздержались» - 5), отклоненный  Советом  Федерации  Федеральный  закон  «О порядке  формирования Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской Федерации», который в этот же день подписал Президент Российской Федерации.

 Закон  состоял из четырех статей:

«Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

Статья 2. В  двухпалатном  законодательном  (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 3. Выборы глав исполнительных  органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации должны  быть  завершены  не  позднее  декабря 1996 года.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 13 декабря 1995 года».

Федеральный закон не «проработал» и года, как  стали звучать  голоса  о его ущербности. Например,  высказывание Председателя  Государственной Думы  Г.Н.Селезнева, которое прозвучало в газете «Правда» от 24  июля  1996 года: «Жизнь уже подсказывает, что из трех проектов закона о Совете Федерации  мы выбрали  самый  неудачный.   Получается,   что   главы законодательной   и исполнительной ветвей власти,  у  которых  уйма  хлопот  в  регионе,  должны вырываться от тех своих забот, приезжать  в  Москву  и  впопыхах  обсуждать, принимать законы. Мы-то уже поняли, как непросто принять хороший закон,  из- за этого у  нас  возникают  разногласия.  Мы  чувствуем,  что  члены  Совета Федерации с законом даже не успевают ознакомиться и по сути принимают его  с подачи работников аппарата. Видимо, придется подумать над тем, как  разумнее формировать верхнюю палату». Предложения о  необходимости  изменил  федерального  закона  о  порядке формирования Совета Федерации постоянно обсуждались в обществе.

Очередной  виток  обсуждения  порядка  формирования  Совета   Федерации начался после того как, 25 февраля 2000 года  в  «Независимой  газете»  было опубликовано обращение членов Совета  Федерации  М.М.Прусака,  Е.С.Савченко, О.А.Богомолова к исполняющему обязанности Президента  Российской  Федерации В.В.Путину  «О   реформе   системы государственной   власти   и   основных направлениях экономической политики». Члены Совета Федерации  предложили,  в частности, преобразовать Федеральное    Собрание    в     однопалатный законодательный орган. Или, как вариант,  Федеральное  Собрание  состоит  из двух палат:  избираемой  по мажоритарной  системе  Государственной  Думы  и верхней палаты – Сената, состоящего из депутатов, избираемых  по  одному  от каждого субъекта Федерации.

7  апреля  2000  года   некоммерческий   фонд   «Центр   стратегических разработок»  провел  семинар  «Влияние  субъектов  Российской  Федерации  на решение вопросов федерального значения». В представленном  Министерством по делам   Федерации   и   национальностей   Российской   Федерации материале отмечалось,   что   «достижение   полноценных    результатов    в процесс государственного строительства возможно только при условии придания  вектору влияния   субъектов   Российской   Федерации   позитивной направленности. Реализация  конституционных  полномочий  Федерального центра  возможна  при существенной   корректировке   организационных механизмов    формирования федеральных органов власти. В большинстве  своем  эти  проблемы  могут  быть решены при изменении существующего порядка формирования Совета Федерации. Вхождение руководителей субъектов в Совет Федерации, по мнению  авторов материала,  «способствует чрезмерному   влиянию   региональных   элит   на федеральную политику и выражается в том, что  многие  законодательные  акты, направленные  на укрепление  федеральной  власти,  не  одобряются   Советом Федерации. В этой связи целесообразно  пересмотреть  нормы,  установившие  порядок формирования Совета Федерации, перейти к выборам «сенаторов» или к  избранию членов Совета Федерации региональными  органами  государственной  власти.  В обоих  случаях  будет  достигнута  главная  цель,  когда  на  главу   органа законодательной  (представительной)  или  исполнительной   власти   субъекта Российской  Федерации  не  будет  распространяться   неприкосновенность   по статусу  члена  Совета  Федерации.  Это  существенно  расширит   возможности федеральной власти влиять на  действия  руководителей  субъектов  Российской Федерации, в том числе, используя нормы  уже  действующего  законодательства (например, главы 30 Уголовного кодекса  Российской  Федерации  «Преступления против государственной власти, интересов государственных службы и  службы  в органах местного самоуправления»)». 17 мая 2000 года Президент Российской Федерации  В.В.Путин  выступил  с телеобращением  к  гражданам  страны.  В нем  он  сообщил,  что  вносит   в Государственную Думу пакет законопроектов.  В  одном  из  них  предлагалось изменить принципы формирования «верхней» палаты парламента2.

    Изначально законопроектом предусматривалось, что  после  введения  с  1 февраля 2001 года закона в действие,  избрание  членов  Совета  Федерации  в соответствии с новым порядком его  формирования  должно  быть  завершено  не позднее 1 апреля 2001 года.

31 мая 2000 г.  Государственная  Дума  приняла  законопроект  в  первом чтении. Совет Федерации со своей стороны  направил  ряд  поправок  к  тексту законопроекта. Однако при рассмотрении проекта  в  Государственной  Думе  во втором чтении практически все они были отклонены.

23 июня 2000 года Государственная Дума приняла  закон сразу во втором  и третьем чтениях, внеся в него некоторые коррективы.

28 июня 2000 года федеральный закон был  Советом Федерации  с  созданием  согласительной комиссии.

По итогам работы  согласительной  комиссии  26  июля  2000  года  Совет Федерации закон одобрил.  Президент РФ В.В.Путин подписал  федеральный  закон  5  августа  2000г,  8 августа 2000 г. текст закона был опубликован в «Российской газете».

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       _________________________

 Конституция Российской Федерации -М.:ТК К65  Велби, Издательство  Проспект,2011.-32с.

2 Уголовный кодекс  Российской Федерации от 7 марта 2011 г.

§2.. Порядок формирования  Совета Федерации

 

       Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

      В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

      Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации2..

Информация о работе Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция