Состав судебных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Судебные учреждения могут включать различных
государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Закон устанавливает  также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций. Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких либо должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закрепленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства.

Голосование всегда является тайным. Избирательные операции должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность  свободного волеизъявления избирателя. Всякая попытка контроля за голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение, которое влечет за собой ответственность по закону.

Наиболее распространенной является мажоритарная система выборов  в два тура.

Система государственных органов  Франции

 

В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей.

Современная Франция  принадлежит к числу республик  со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или страной  с рационализированным парламентаризмом. Для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Носителями исполнительной власти выступают Президент Республики и Правительство. При этом зачастую практическое функционирование зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство.

Президент Республики

 

 

Президенту  республики принадлежит центральное  место в системе государственных  органов Пятой республики. Согласно ст.5 Конституции он следит за соблюдением  Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях.

К числу полномочий Президента относятся:

  • назначение Премьер-министра
  • решение о досрочном роспуске Национального собрания
  • обладает правом законодательной инициативы.

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования  сроком на 7 лет. Ограничений для  переизбраний не установлено.

В случае досрочной  вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнить эти обязанности, они исполняются Правительством. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах. Он, в частности, не может проводить референдум, не имеет права распустить Национальное собрание.

В ст.34 Конституции  сказано, что всё, что лежит вне  сферы, регулируемой законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рассматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение закона. Президентские ордонансы и декреты – это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон. 

Правительство

 

Правительство – коллегиальный  орган, осуществляющий совместно с  Президентом исполнительную власть. Правительство обладает во Франции  весьма своеобразной структурой. Оно  может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его  членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра.

Премьер-министр  и по его представлению члены  Правительства назначаются Президентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Однако вопрос о доверии Правительству ставит только оно само. По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правительству.

В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им декреты образуют весьма важный источник французского права. Все акты подписываются Премьер-министром и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на определенный срок в целях выполнения правительственных программ.

Парламент

 

Парламент – высшее представительское  учреждение Французской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Национальное  собрание Франции состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и  прямого голосования. Срок полномочий Национального собрания – 5 лет. Состав его обновляется полностью.

Верхняя палата – Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на 9 лет, обновление происходит по третям каждые три года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков.

Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом. В зависимости от партийной принадлежности образуются партийные группы (фракции). Заседания палат открытые.

Каждая палата создает 6 постоянных комиссий. Помимо этого для изучения отдельных  вопросов могут образовываться временные  специальные комиссии, а также комиссии по контролю и расследованию.

Согласно Конституции  законодательный акт считается  принятым Парламентом, если он одобрен  в идентичной редакции обеими палатами.

Парламент обладает законодательными полномочиями, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, решает вопросы войны и мира. Только на основе парламентского закона осуществляется ратификация наиболее важных международных договоров, может быть объявлено состояние войны.

Судебная власть

 

Судебная система возглавляется  Кассационным судом, высшим судебным органом  общей юрисдикции, и Государственным  Советом, высшим органом административной юстиции.

Административно-территориальное  деление

 

Французская Республика – унитарное  государство. Ее составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями.

Франция обладает довольно сложной административно-территориальной  структурой. Традиционно в качестве ее составных частей выступают коммуна, кантон, округ, департамент и регион. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно-территориальных единиц.

Местное самоуправление

 

Во Франции сейчас имеется три вида территориальных самоуправляющихся коллективов. Это регион, департамент и коммуна.

Главным назначением  местного самоуправления является обеспечение  экономического, социального, культурного  и научного развития.

Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы экономического и социального развития, обустройства территории и развития инфраструктуры региона. Всю деятельность региона надлежит осуществлять в рамках соответствующего национального законодательства. Она не должна противоречить в целом политике Правительства, наносить ущерб ни государственному единству, ни территориальной целостности.

Главным представительным органом региона является региональный совет. Его члены избираются путем  всеобщих и прямых выборов.

Функции органа исполнительной власти осуществляет председатель регионального совета. Региональный совет получает заключения от экономического и социального комитета региона.

 

Старейшей административно-территориальной  единицей Франции является департамент. В компетенцию его органов входят такие вопросы, как дорожное строительство и организация транспорта (за исключением городского), ряд вопросов социального обеспечения, организация здравоохранения. Также департамент призван координировать  деятельность органов самоуправления коммун, распределять финансовые субсидии между коммунами.

Представительный орган  департамента именуется генеральным  советом, он вправе принимать решения  по всем вопросам, отнесенным к ведению  департамента. Члены генерального совета, именуемые генеральными советниками, избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования. Исполнительным органом в департаменте является председатель генерального совета. В департаменте также имеется представитель Правительства в лице префекта. Он руководит работой всех местных должностных лиц, отделений, управлений и агентств, которые представляют центральное Правительство. В ведение префекта департамента контроль за законностью решений и действий выборных органов и должностных лиц.

Базовая административно-территориальная единица Франции – коммуна. Функции представителя Правительства в коммуне осуществляет мэр коммуны, который располагает как бы двойственным статусом. Он одновременно представитель государства в коммуне и представитель самоуправляющегося территориального коллектива.

Представительный орган  коммуны, избирающий мэра, - муниципальный  совет. Муниципальные советники  также избираются путем всеобщего  прямого голосования.

Коммуна обладает сравнительно широкими полномочиями в решении  местных дел, однако центральное Правительство в лице своих представителей (префекта и супрефекта) контролирует ее деятельность.


Информация о работе Состав судебных органов