Соотношение административного права с другими отраслями права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:55, курс лекций

Описание работы

Сущность административного права:
является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Файлы: 1 файл

3 соотношение административного права с другими отраслями права.doc

— 655.50 Кб (Скачать файл)

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 

 

 

 

 

24 Правительство РФ и его полномочия.

Правительство - это коллегиальный  орган, возглавляющий систему ИВ государства и издающий правовые акты от своего имени, один из основных институтов управления государством. Прообразом правительства стал созданный  Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление государством во время отсутствия Императора. В царствование Александра I появляются первые акты правительства. Появление института правительства относится к 1906 году: учреждается высший орган исполнительной власти, близкий к современному правительству. Совет Народных Комиссаров (новое правительство) с 1917 года, появляется раздел о правительстве в конституции. Современное российское правительство начинает складываться по принятии Конституции 1978 года, (Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992 г.г.).

Правительство РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Оно может делегировать исполнение части своих полномочий отраслевым федеральным органам исполнительной власти (министерствам и др.), если эти полномочия не относятся к исключительным полномочиям Правительства. По соглашениям (договорам) с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство может передавать последним часть своих полномочий, а органы исполнительной власти субъектов РФ — передавать Правительству РФ долю своих полномочий. Однако и то, и другое возможно, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В течение нескольких лет после принятия Конституции РФ таких соглашений о взаимном делегировании полномочий между различными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов было подписано более 500. Затем эта практика почти прекратилась.

Полномочия Правительства  РФ закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». В нем содержится детальный перечень полномочий Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее  время в России существует несколько  организационно-правовых форм

центральных органов федеральной исполнительной власти:

1) министерство  РФ;

2) государственный  комитет РФ; комитет РФ, федеральная  служба, российское

агентство;

3) инспекции,  комиссии, центры при Правительстве  РФ;

4) иные  органы.

1. Правительство РФ. 
 
2. Федеральные министерства (их 24 + министерство по налогам и сборам). Например: МВД, здравоохранения, иностранных дел; культуры РФ; и тд. 
 
3. Государственные комитеты РФ (их 13):. Например: по государственным резервам; по делам молодежи; по физической культуре и туризму. 
 
4. Федеральные комиссии России (их 2): по рынку ценных бумаг; энергетическая. 
 
5. Федеральные службы России (их 17): Например: Служба внешней разведки; дорожная служба; налоговой полиции ;  
 
6. Российские агентства (их 3): агентство по патентам и товарным знакам; космическое агентство; ФАПСИ. 
 
7. Федеральные надзоры России (их 2): горный и промышленный надзор; по ядерной и радиационной безопасности. 
 
8. Иные федеральные органы исполнительной власти: Управление делами Президента РФ*; Главное управление специальных программ Президента РФ*; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ*; Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ*.

Центральные органы федеральной исполнительной власти 97  
Как правило, центральные органы федеральной исполнитель¬ной власти образуются Президентом РФ и наделены специаль¬ной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотрасле¬выми (функциональными) или смешанной компетенции.  
Центральные органы подчинены непосредственно Правитель¬ству (некоторые подчинены непосредственно Президенту). Руко¬водители центральных исполнительных органов назначаются Президентом РФ. Правовой основой их деятельности служат за¬коны, акты Президента и Правительства, а также специальные положения о каждом из центральных органов, которые утвер¬ждаются Президентом РФ или Правительством.  
Правительство РФ устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государствен¬ных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости оно вправе передавать (делегировать) им решение отдельных вопросов. Правительство назначает и осво¬бождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомствен¬ных ему органов.  
Как правило, каждый центральный орган федеральной испол¬нительной власти возглавляет определенное ведомство, выпол¬няет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством. Обычно централь¬ный орган построен по следующей схеме:  
1) руководство (руководитель, его заместители, коллегия, ко¬митет, ведомственные научные и иные советы); 

 

26 Органы исполнительной власти субъектов РФ.  

Исполнительная  власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть. 
 
 Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ. 
 
 Республики. Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии-Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии. 
 
 В организации исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства республики можно выделить несколько основных разновидностей. 
 
 1. Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно и перед парламентом. (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.). В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства. 
 
 2. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем Правительства (например Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице. 
 
 3. Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами ( Дагестан и некоторые др.). 
 
 Края, области и другие субъекты РФ. Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций. 
 
 В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемойсхемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений и т. д. 
 
 Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией. 
 
 Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:  
 
 1) органы, составляющие аппарат главы администрации;  
 
 2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;  
 
 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.  
 
 В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти. 
 
 Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого "губернатором", а в Москве - мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. В предшествующие годы глава администрации назначался и освобождался от должности Президентом РФ, но теперь повсюду избирается - в большинстве субъектов РФ населением, но в отдельных - законодательным органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

27 Территориальные местные органы исполнительной власти.

 

 
По порядку решения вопросов :

Коллегиальные органы. Они обсуждают и разрешают  подведомственные вопросы, имеющие  важное значение - коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение  принимается большинством, в сочетании  с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.

Единоначальные  органы. Правительство, министерства и  государственные комитеты. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместители, консультанты.

 

В зависимости  от организационно-правового положения:

1. Координационные.

2. Консультативные  - статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.

 

По организационно правовым формам:

1.   Правительство РФ; правительство в субъектах, городах федерального значения; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д.

2.   Федеральные министерства.

3.   Государственные комитеты.

4.   Федеральные комиссии.

5.   Федеральные службы.

6.   Агентства и иные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28 Органы местного Самоуправления  как субъекты административного  права. 

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах  являются выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава местной администрации, мэр, староста и т. п.).

Представительный  орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Выборный представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) работает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой местной администрации).

В исключительном ведении представительных органе:- :.хсшого самоуправления находятся: 

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; 

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;  

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

•   установление местных налогов и сборов; 

установление  порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

•   контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Должностное лицо органа местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, которое выполняет организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. Должностные лица органов местного самоуправления не огносятся к категории государственных служащих.

2. Правовой статус  органов местного самоуправления:

•   они отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;

•   их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия установлены правом;

•   реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции РФ и других правовых актах, они могут вступать в различные административно-правовые отношения;

•   органы местного самоуправления могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;

•   Конституция РФ предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью;

•   общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими-либо органами государственной власти.

 

 

 

 

29 Государственная служба : понятие,  значение приципы.

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных  служащих по обеспечению исполнения  полномочий государственных органов. Это центральный институт АП.

В РФ правовой основой  государственной службы является: Конституция  РФ; КЗОТ РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ; Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г.  № 32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1.

Существует два  понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть до государственных предприятий.

Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в) принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей; д) принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а) принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип внепартийности госслужащих, отделение религиозных объединений от государства; ж) принцип стабильности кадров государственных служащих.

Каждое государство  заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен, поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный круг служащих, не меняются при перемене власти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 Государственные служащие (понятие, классификация)

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Существует  несколько классификаций государственных служащих, ключевым является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица, оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.

Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (руководители многих структурных подразделений органов управления). Должностные лица, совершающие юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам: 

Информация о работе Соотношение административного права с другими отраслями права