Сохраняя традиции, искать новое (или строим будущее)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:02, реферат

Описание работы

У каждой библиотеки в арсенале имеются свои сложившиеся традиции проведения определенных мероприятий. Вот и в нашей школе в целях содействия сохранению и продвижению национальных традиций и языка, несколько лет проводится праздник «». На этом мероприятии была показана лишь небольшая часть праздника, но и этого было достаточно, чтобы присутствующие окунулись в мир семейных традиций и культуры.
Все присутствующие получили положительные эмоции на весь день.

Файлы: 1 файл

Загире К..docx

— 26.94 Кб (Скачать файл)

Сохраняя  традиции, искать новое (или строим будущее)

У каждой библиотеки в арсенале имеются  свои сложившиеся традиции проведения определенных мероприятий. Вот и  в нашей школе в целях содействия сохранению и продвижению национальных традиций и языка, несколько лет  проводится праздник «». На этом мероприятии была показана лишь небольшая часть праздника, но и этого было достаточно, чтобы присутствующие окунулись в мир семейных традиций и культуры.

Все присутствующие получили положительные эмоции на весь день.

Особого внимания заслуживает выступления детей о семи поколениях своего ?

В результате моей кропотливой многолетней работы накоплен богатый материал по ? истории населенного пункта, школы, о знаменитых людях села, фронтовиках и т.д. Любовь к своей малой родине, энтузиазм Нины Николаевны не в малой степени способствует тому, что библиотека становится

поистине  единственным духовным центром для  жителей села. Библиотека не обошла вниманием и быт предков –  в созданном мини-музее представлены разнообразные предметы старины (утюги, самовары, горшки, вышивка, прялка, изделия  из дерева). Многие односельчане активно  участвуют в пополнении мини-музея  при библиотеке, с легким сердцем  расстаются с бесценными семейными  реликвиями, полагая, что в библиотеке они найдут своё достойное место. Свидетельством тому стало создание «Книги памяти и скорби», где собран бесценный материал: воспоминания ветеранов  ВОВ, фотографии, похоронки, письма с  фронта, наградные листки – и  всё это в подлиннике (все эти  экспонаты Нина Николаевна привезла на семинар). Как итог всей своей  краеведческой работы, Нина Николаевна на семинаре представила электронную  «Летопись сел».

 

 

В конце каждого месяца встречаться в литературной гостиной «Вдохновение» в школьной библиотеке. Тема ноября была подсказана завсегдатаями – встреча с Галиной Ивановной Дранниковой, сарапульской художницей, преподавателем средней школы № 12, чьи работы демонстрировались в лекционном зале библиотеки. Галина Ивановна рассказала о знаковых событиях своей жизни, о людях, сыгравших большую роль в её судьбе, о творческих пристрастиях.

А рассказ о непростых судьбах  Марка Шагала, Валентина Серова, Бориса Кустодиева прозвучал в обзоре литературных произведений «Служение красоте, или жизнь художников…..», подготовленном библиотекарем читального зала Л.М.Александровой. Выступление Людмилы Михайловны сопровождала видео-презентация репродукций картин мастеров.

Её  рассказ настолько заинтересовал  собравшихся, что вся литература, представленная в обзоре, тут же нашла своих читателей.

Следующая встреча в литературной гостиной состоится 22 декабря в 14-00.

 

Воспитательный потенциал  школьных традиций.

 

«Традиция – это то, что  отличает школу от ей подобных. У традиций огромный воспитывающий и управленческий потенциал. Проблема заключается в том, что некоторые из них могут стать препятствием для роста. Традиции трудно создаются, но столь же трудно исчезают»,  - К.М. Ушаков – главный редактор журнала «Директор школы».

Под традициями каждой организации  в широком смысле этого слова  подразумеваются любые относительно устойчивые компоненты внешнего слоя ее культуры: обычаи, ритуалы, символы  и т.д.     

 Говоря об организационной  культуре школы, обычно имеются в виду  традиции в узком, конкретном понимании как традиционные дела, формы жизнедеятельности организации. В первую очередь к ним относятся ключевые дела, главные комплексные дела школьного коллектива, в которых происходит объединение воспитательных усилий и взаимодействие всех субъектов школьного воспитания: педагогов, воспитанников, классов, творческих объединений, родителей и т.д. Каждое такое дело является ключом к взаимодействию в группе и в то же время на него опирается.

Наличие собственных школьных традиций - мощнейший педагогический инструмент, который оказывает влияние  на социализацию личности подростка, на его систему отношений к школе, к себе, к сверстникам и взрослым. Однако это происходит только в том  случае, если развитие традиций осуществляется не любым, произвольным образом, а является некоей закономерностью.

Бесспорно, существует необходимость  обогащения образовательного учреждения позитивными традициями, однако, существуют и трудности в их становлении  и развитии.

Во-первых, постоянное вытеснение одних традиций другими или их радикальное изменение, когда, собственно, традиция и не успевает стать таковой, приводит к разбалансировке системы  воспитания в школе. Поэтому важно  опираться на мнения педагогов и  воспитанников по изменению традиций или приданию им новых форм.

Во-вторых, нередко встречается  чрезмерное культивирование, консервация  традиций, то есть сохранение их в неизменном виде. Чтобы избежать данной ошибки, следует постоянно обновлять  их, включать эффект неожиданности  в проводимое мероприятие. (У нас в гимназии есть прекрасная традиция каждый год отмечать день рождения нашего учебного заведения. И каждый раз праздник проходит в новой форме. Ученики да и педагоги до последнего момента не догадываются, что их ожидает, тем самым и создаётся элемент неожиданности, сюрприза.)

В чём же состоит непреходящее значение традиций?

Школьные традиции приобщают  молодое поколение к культуре своего образовательного учреждения, его историческому прошлому.

Знакомство с традициями и обычаями создаёт нравственную основу, чувство сопричастности к  общему делу.

Изучение школьных традиций позволяет сделать вывод о  том,  какие традиционные дела, формы и методы учебно-воспитательной работы обладают значимым воспитывающим потенциалом и большим интересом для школьников и социума. В основу каждого направления системы традиций   заложены определённые целевые установки, способствующие формированию тех или иных культурных ценностей. Каждая традиция несёт в себе конкретный культурный потенциал и, следовательно, способствует формированию у детей определённой базовой культуры.

Я провела мониторинг в  своём классе с целью выяснить следующее:

  1. Какие традиции нашей школы известны ребятам?
  2. Какие из них им нравятся?
  3. Нужны ли нашей школе новые традиции? Какие?

И вот, что получилось. (результаты на экране)

Я работаю в качестве классного руководителя всего второй год. Но уже могу говорить о сложившихся в школе своих традициях.

Это и неизменное участие  моих ребят в общегимназических мероприятиях.

Здесь создаётся возможность  для личностной самореализации и  повышения их статуса в детском  классном коллективе и на уровне всей школы. (фото)

Это и ставшие уже традиционными  совместные экскурсии, поездки в  каникулярное время, которые дают возможность  общения вне школы. (фото)

Это и проведение в нашем  классе различных викторин. И не обязательно они должны быть  приурочены к какому-нибудь празднику. В процессе подготовки и самого выступления в мероприятиях подобного рода у ученика повышается самооценка, формируется мотивация достижения, раскрываются творческие способности и склонности. (фото)

Это и помощь в проведении тематических классных часов в нашем  подшефном 2А классе. (фото)

Честно говоря, сейчас  я думаю об установлении в классе новой традиции. Хочу в преддверии Дня рождения гимназии провести награждение внутри класса. Номинации пока в стадии разработки. Но уже точно это будет и лучший спортсмен, и лучший артист, и лучший организатор классных дел, и самый здоровый человек в 6 А классе (с наименьшим пропуском уроков). Номинаций будет не очень много, так как не должен пропасть элемент соревновательности,   но также я постараюсь отметить вклад каждого ученика в развитие нашего классного коллектива.

Сейчас образовательное  пространство захлестнули процессы развития различных типов и видов  школ – государственных и негосударственных, имеющих различные направления  деятельности, гимназий, лицеев. Назвать  школу можно как угодно, но лишь то образовательное учреждение имеет имя, которое предоставляет качественные услуги. Имя школы является визитной карточкой  в образовательном сообществе. Оно отражает базовую идеологию и образовательную концепцию. Следовательно, в воспитании  должна быть некая основа, стержень, что-то, что объединяет и что называют корпоративным духом.

Важнейшим средством воспитания как раз являются традиции, которые  не только формируют общие интересы, придают определенную прочность  жизнедеятельности школы, но и создают то особое, неповторимое, что отличает нашу гимназию от других школ и тем самым сплачивает детский и педагогический коллективы, обогащает жизнь.

В своё время А.С. Макаренко  говорил: «Воспитать традиции, сохранить  их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции».

Эта задача была  актуальна и в то время, и сейчас, когда в нашем обществе, к сожалению, размыты идеологические устои, и многие традиции оказались забытыми.  

 

 

 

 

 

Особый  интерес на семинаре вызвало выступление заведующей библиотекой медицинского факультета Ирины Шибаевой, продемонстрировавшей авторскую презентацию «Самые современные библиотеки мира». Это, пожалуй, явилось кульминацией данного мероприятия, поскольку докладчик смогла удивить всех присутствующих необычной красотой и разнообразием существующих в мире библиотек, а ее рассказ был насыщен интересной, обширной информацией о каждой из представленных так называемых библиотек будущего. Радует то, что в библиотеке есть высокопрофессиональные специалисты, такие, как Ирина Владимировна. Их немало, они способны творчески подойти к работе. Это радует и вызывает симпатию и гордость за коллег, за родную библиотеку.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сохраняя традиции, искать новое (или строим будущее)