Система управления государствееным фондом недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.

Файлы: 1 файл

ЕРЕМИН.docx

— 37.12 Кб (Скачать файл)

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Государственной  Думой Федерального Собрания РФ и  правительствами республик в  составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления других субъектов РФ, а также органом  управления государственным фондом недр.

Орган управления государственным  фондом недр создает свои территориальные  подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр утверждается Правительством Российской Федерации. управления государственным фондом недр утверждается Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным  фондом недр делится на органы общей  и отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции  составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие  законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, и других субъектов  Федерации, областные, краевые органы местного самоуправления и соответствующая  администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования полезных ископаемых и передачи разведанных  месторождений полезных ископаемых и т.д.

На систему специальных  органов возложены функции регулирования (управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации. Комитет по геологии и использованию  недр РФ, образованный 12 августа 1994 г. (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов РФ) осуществляет государственное регулирование  и межотраслевую координацию  по вопросам геологического изучения и рационального использования  недр, а также функции управления государственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются: осуществление государственного регулирования работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа; организационное  обеспечение функционирования государственной  системы лицензирования пользования  недрами; осуществление функций  государственного заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

Государственное регулирование  отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи входят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам; обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Споры по вопросам пользования  недрами разрешался органами государственной  власти, судом или арбитражным  судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством.

Рассмотрению в суде или  арбитражном суде подлежат финансовые, имущественные и иные споры, связанные  с пользованием недрами, обжалование  решении государственных органов, противоречащих настоящему Закону, в  том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами  или о досрочном прекращении  права пользования недрами, обжалование  действии и решений должностных  лиц и органов, противоречащих настоящему Закону, обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.

К ведению районной администрации  относится разрешение споров между  предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросам выдачи лицензий на право пользования недрами, а  также по вопросам пользования недрами  в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных или  бытовых нужд.

Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов (городов), разрешаются соответствующей  районной (городской) администрации, а  между сторонами, находящимися на территории двух или более республик, краев, областей, - по поручению Правительства  Российской Федерации.

Органы государственного горного надзора разрешают споры  между предприятиями, организациями  и учреждениями по вопросам пользования  недрами в связи с разработкой  месторождении полезных ископаемых (кроме месторождении общераспространенных полезных ископаемых), а также по вопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Органы государственного геологического контроля разрешают  споры и вопросы пользования  недрами между организациями, возникающие  в связи с геологическим изучением  недр.

Понятие права недропользования

Радикальная реформа пользования  недрами в условиях перехода к  рыночным отношениям должна заключаться  в стимулировании горнодобывающих  предприятии к рациональному  использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах земли.

Повсеместно до йены быть внедрены малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии, комплексная переработка  полезных ископаемых, методы обогащения руд и минералов, использование  подземных выработок.

При установлении планов добычи угля, нефти и других полезных ископаемых необходимо утвердить их и на сопутствующие  им природные ресурсы, строительные материалы, подземные воды, торф, древесину, различные минералы.

Необходимо, чтобы для  каждого конкретного месторождения  утверждались запасы всех природных  ресурсов при установлении платы  за каждый из них. Тогда это, безусловно, будет способствовать наиболее комплексному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах.

Недра, как и другие природные  ресурсы в РФ, являются основой  жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, находятся  в ведении органов местного самоуправления Основным требованием, предъявляемым  к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим взаимоотношениям качественно нового содержания Ограниченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут  быть субъекты предпринимательской  деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством  РФ и ее субъектов.

Пользователями недр для  добычи радиоактивного сырья могут  быть только государственные предприятия. Недра предоставляются в пользование  государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер, промысел и т.п.).

Однако мелкие месторождения  золота, промышленное освоение которых  экономически нецелесообразно, могут  передаваться для разработки отдельным  старателям или артелям, осуществляющим эту работу личным трудом и за свои счет, по договор} с горнодобывающими предприятиями в пределах их горных отводов, а отдельным гражданам - по разрешительному удостоверению, выдаваемому горнодобывающими предприятиями, контролирующими их добычу полезных ископаемых.

Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах предоставленных  им земельных участков имеют право  добывать общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своих хозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а также пользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не с вязанных с добычей полезных ископаемых Пользование недрами в этих же целях может быть разрешено сельскохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности.

Недра могут предоставляться  одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может  производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно  по его завершении.

Пользование недрами на особо  охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Недра предоставляются в  пользование на определенный срок или  без ограничения срока.

На определенный срок недра  предоставляются в пользование, для геологического изучения - на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 20 лет, при совмещении указанных  видов пользования ~ на срок до 25 лет.

Без ограничения срока  могут быть предоставлены участки  недр для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Сроки пользования недрами  могут быть продлены по инициативе пользователя недр Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных экономических  условиях проблема эффективного природопользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и воссоздания стратегических запасов полезных ископаемых (к числу  которых отнесены топливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлов и неметаллов) должна являться одной из приоритетнейших в государственной политике России.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы государства, особенно по таким  имеющим устойчивый спрос полезным ископаемым, как нефть, газ, благородные  и цветные металлы, имеет хорошие  перспективы за счет изучения континентального шельфа Российской Федерации, районов  Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Однако, проведение геологоразведочных работ, вовлечение в освоение новых  месторождений полезных ископаемых требует стабильности и предсказуемости  развития управления в сфере недропользования и охраны окружающей среды.

Субъектами государственного управления в сфере использования  и охраны недр являются федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов  РФ осуществляют государственное управление в сфере недропользования, реализуя предоставленный им объем регулятивных, исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий, в процессе геологического изучения, использования  и охраны недр на своей территории. Однако в ряде случаев эти полномочия совпадают с полномочиями федеральных  органов исполнительной власти, что  умаляет роль субъектов в управлении недрами на своей территории.

Деятельность управомоченных субъектов осуществляется в признанных в науке административного права правовых формах: правоустановительной, правоприменительной, регулятивной и правоохранительной. Кроме того, эта деятельность направлена на достижение следующих основных целей:

1)   Обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду;

2)   Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Имея конкретный объект управления необходимо выделять наряду с общими, присущими всей системе государственного управления, специфические функции, свойственные только, или в основном, данному объекту управления.

В настоящее время происходит становление органов, на которые  возложена реализация функций по управлению процессами в сфере недропользования. Оно сможет завершиться с принятием  всех необходимых нормативных документов, детально определяющих полномочия органов, их кадровое, финансовое и техническое  обеспечение.

Система государственного управления в любой сфере жизнедеятельности  общества может успешно функционировать  только при условии создания, с  одной стороны, законодательной  нормативно-правовой базы, а с другой - организационной структуры управления.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

1.       Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.//Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

2.       О недрах: закон от 21 фев. 1992 г. №2395-1// Собр. Законодательства РФ. - 1995. - №10. - Ст.832.

3.       Башмаков Г.С. Право пользования недрами в СССР/Г.С.Башмаков. - М.: Наука, 1974. - 174 с.

4.       Недропользование на территории Российской Федерации и её континентальном шельфе: Федеральное законодательство о недрах и практика его применения. - М.: Олита, 2004. - 1240 с.

5.       Певзнер М.Е. О горном праве//Государство и право. - 1996. - №8. - С.52-57.

6.       Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 283.

7.       Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694). 

8.     Федеральный  закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической  экспертизе» // СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556.

 


Информация о работе Система управления государствееным фондом недр