Система органов исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – исследование компетенции, порядка формирования и направлений деятельности исполнительной власти в РФ.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие, состав, порядок формирования и основные направления деятельности Федеральных органов исполнительной власти;
2) рассмотреть состав, порядок формирования и направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) исследованы проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……….3
Понятие и система органов исполнительной власти…...……...……….……….4
Органы и система исполнительной власти субъектов РФ ………………..…..13
Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти………………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………...………31
Список используемой литературы……………………………………...………..35

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Что же касается исполнительной власти на уровне местного самоуправления, то здесь положение осложняется, во-первых, тем, что Конституция РФ не распространяет на местное самоуправление принцип разделения властей, а во-вторых, согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, на муниципальном уровне вертикаль государственной исполнительной власти как бы не распространяется, что в практике повседневного управления страной не может не вызвать много серьезных осложнений.

Возникают противоречия: с одной стороны, Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства действуют на всей территории России, конституция (устав), акты законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ - на всей территории этого субъекта РФ, а с другой стороны - главы муниципальных образований не входят в вертикаль государственных органов исполнительной власти и не находятся в подчинении высших должностных лиц и правительств субъектов РФ, а также Президента РФ и Правительства РФ. До последнего времени государственные органы исполнительной власти России и субъектов РФ не имели юридических прав привлекать виновных глав муниципальных образований к ответственности.

Что же касается Правительства РФ, то оно наряду с некоторыми другими органами наделено лишь правом вносить Президенту РФ предложения об отрешении глав муниципальных образований по тем же, указанным в Федеральном законе, основаниям. Нам представляется, что такой рычаг воздействия на глав муниципальных образований как со стороны федерального Правительства, так и со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ признать действенным очень трудно. А без эффективных способов воздействия органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов трудно себе представить сильную, эффективную вертикаль исполнительной власти в масштабе всей Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод о необходимости дальнейшего реформирования исполнительных органов власти на всех без исключения уровнях.

Здесь необходимо сказать и о ст. 44 ФКЗ, которая регулирует контроль Правительства Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исполнительная власть впервые была законодательно закреплена как самостоятельная ветвь государственной власти в ст.10, 11 и 110 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.

Концепция исполнительной власти, воспринятая Конституцией РФ 1993 г., принципиально отличается от положений, содержавшихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Суть новизны состоит, прежде всего, в том, что отныне Президент не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом.

Главный исторический урок состоит в том, что к регламентации организации исполнительной власти необходимо подходить системно и органично, обеспечивая взаимоувязку и взаимодействие исполнительных структур, их правового статуса, методов и форм работы с новой структурой экономики, социальной и культурной сферы, новым статусом уже не управляемых, а регулируемых объектов.

Исполнительная власть призвана действовать самостоятельно, строго в пределах компетенции, очерченной Конституцией и законами, без каких-либо согласований с органами других ветвей власти. Исполнительная власть ориентирована, прежде всего, на реализацию законов, т.е. исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента, нормативно-правовых актов субъектов РФ. От других ветвей государственной власти исполнительная власть принципиально отличается предметом и сферой своей деятельности. Ее основное назначение – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.

Основываясь на анализе принципа разделения властей функция исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых непосредственно народом, или его представительными органами.

Конституция РФ (ст. 104, 115) наделяет органы исполнительной власти и полномочиями по созданию нормативных  актов и участию в законотворческом процессе. Это не означает вмешательства в область законодательной власти, не облегчает задачу последней, а сам процесс организации исполнения законов становится более гибким.

Организация исполнительной власти строится согласно принципам федерализма. Именно в силу этого положения Конституция РФ (ст. 71) разграничивает предметы ведения и полномочия между федерацией и субъектами.

В РФ существует два уровня органов исполнительной власти, создаваемых и функционирующих принципиально независимо друг от друга, а именно: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов федерации. Так, в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проблема взаимоотношения органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти ее субъектов нашла конституционное закрепление в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий и федерального контроля могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, которые согласовывают свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти. Кроме этого, федеральные органы исполнительной власти могут передавать свои полномочия органам исполнительной власти субъектов Федерации, которые, в свою очередь, также могут осуществлять передачу части своих полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации на основе взаимного соглашения.

В последние годы особое внимание в России уделяется обсуждению проблем, связанных с необходимостью совершенствования исполнительной ветви власти, созданию механизмов для ее эффективного функционирования, формированию оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах.

Актуальной проблемой улучшения государственного управления является реализация принципа единства исполнительной власти, закрепленного в ст.77 Конституции РФ. Бесспорно, исполнительная власть должна иметь четкое субъектное выражение, отраженное в системе органов исполнительной власти, согласованной по вертикали, на вершине которой находится Правительство РФ.

Важной задачей является существенное улучшение структуры аппарата государственного управления в субъектах Федерации.

Необходимо также произвести некоторые изменения в самом аппарате Правительства РФ. Следует скорректировать статус Президиума Правительства РФ в сторону придания ему дополнительной значимости как коллегиального органа, формируемого Председателем Правительства РФ, органа, принимающего решения по многим важным вопросам от имени Правительства РФ. Именно это структурное подразделение Правительства страны может стать мощной опорой Председателя Правительства РФ и его замов.

Совершенствование законодательства о федеральных органах исполнительной власти должно сыграть особую служебную роль: 1) обеспечить унификацию видов органов и их систем, их организационно - правовые формы в соответствии с видом деятельности, которую они выполняют; 2) усилить эффективность деятельности этих органов в условиях рыночных отношений путем более четкого определения их прав и гарантий при их осуществлении; 3) повысить престижность этих органов и их влияние на обеспечение единства совместных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

      1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2001.
      2. Конституция РФ. - М., 1993.
      3. Бахрах Д.И. Административное право. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. 
      4. Макарейко Н.В. Административное право. - М.: Юрайт-издат, 2004.
      5. Ноздрев А.Ф. Исполнительная власть в РФ. - М., 2004.

 

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.​ Правовой портал - http://uristinfo.net/

2.​ Портал ИМП РУДН - http://ido.rudn.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ