Шпаргалка по "Правохранительной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Правохранительной деятельности".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по ПО.RTF

— 218.58 Кб (Скачать файл)

 

Судебное решение принимается в процессе осуществления правосудия в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них -- общая обязательность. Это означает, что вступившие в законную силу приговоры, определения вынесенные судом явл. обязательными для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Неисполнение судебного решения или  восприпятствование исполнению может повлечь различного рода санкции в отношении тех, кто виновен в этом. Сущность правосудия кроме того заклбчается в том, что будучи ведущим направлением правоохранительной деятельности явл. принятием общеобязательных решений по координальным вопросам. По действующему законодательству этот вид государственной деятельности осуществляется конкретным способом. Правосудие может осуществляется следующим путем:

1. Рассмотрение решения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий и организаций.

2. Рассмотрение в судебных заседаниях  уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам виновным в совершении преступления. Данное положение означает, что правосудие -- это разбирательство 2-х категорий дел, гражданских и уголовных. Существует еще одна категория дел -- дела об административных правонарушениях. Ответственность за эти правонарушения устанавливается административным законодательством. (Кодекс об административных правонарушениях.

Меры взыскания, кот. могут быть назначены лицу виновному в таких правонарушения обычно значительно менее строги, чем те, кот. применяются в отношении преступников. Эти взыскания налагаются начальниками отделов милиции, судьями и рядом других должностных лиц.

Другим значительным признаком правосудия явл. то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка, кот. детально регламентируется законами. Закон подчеркивает, что что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это означает, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при соблюдении гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Все процессуальные предписания направлены на установление истины и принятие законного обоснованного и справедливого решения. К отличительным признакам правосудия  относится также то, что оно может осуществляться только особым органом, т.е. судом.

Под судебной системой => понимать совокупность судов, построенную в соответств. с их компетенцией и поставленной перед ними задачей и целями. Основным нормативным документом определяющим в общих чертах судебную систему РФ является конституция РФ.

Ст. 118: "Правосудие РФ осуществляется только судом и судебная система устанавливается конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается."

125-127 КРФ определяют место, занимаемое верховным судом и подчиненными ему судами. В них же определен статус Конституционного суда РФ и сформулированы основные задачи и цели как судебного органа. Ему не подчинены никакие суды. Кроме КРФ деятельность этих судов регламентируется законом "О судоустройстве", "Об арбитражном суде" и положением о военных трибуналах. Отсюда => выводы:

  1. Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это;
  2. Всю совокупность судов можно сгруппировать в 3 подсистемы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и суды общей юрисдикции, Высший арбитражный суд и поднадзорные ему суды. Наиб. к-во судов входит во 2-й блок, в него входят краевые, областные и городские, районные суды.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородным полномочием.

Судом 1 инстанции наз. суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые явл. основными для данного дела. 2 инстанции (кассационным) наз. суд призванный проверять обоснованность не втупивших в законную силу решений и приговоров.

 

18, 20, 22, 24. Хар-ки и понятия прокурорского надзора, как вида ПО деятельности.

В соотв. с конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную сист.  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее советом федерации  по представлению президента. Прокуроры субъектов РФ назначаются генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором РФ. В соотв. с федеральным законом РФ о прокуратуре РФ, прокурор осущ. надзор за исполнением действующего на ее территории законов. Цель прокурорской деятельности явл. обеспечение верховенства з-на.  В этих целях прокуратура РФ осущ. надзор за министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами РФ.

С этой целью прокуратура осущ. надзор. за соблюдением прав. и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов органами осущ. розыск, дознание и предв. следствие. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющими наказание. Кроме того органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование в соотв. с полномочиями установленными уголовно-процессуальным законодательством. прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, постановления судов. Деятельность прокуратуры строится на принципах централизации и единства.  Единство и централизация органов прокуратуры, сост. в том, что эти органы представл. собой единую сист. возглавляемую генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач. Принципы единства опр. то положение, на кот. вышестоящий прокурор, вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров. Принцип независимости прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким-либо местным влияниям. Прокуроры и следственные органы прокуратуры не м. б. избраны в какие-либо выборные или иные органы относящиеся к органам гос. власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут явл. членами обществ. объединений преследующих политические цели. Осуществляя свою деятельность, прокуратура не может подменять органы госуд. и хозяйственного управления и не вмешивается в оперативно-хоз. деятельность. Полномочия прокурора осуществлять надзор делятся на 2 части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия направленные на устранение выявленных нарушений.. Прокурор при осущ. возложенных на него ф-ций вправе по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения министерств и ведомств, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделение специалистов для решения возникших вопросов. Если факт нарушения будет установлен, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному задержанию принести протест на противоречащие з-ну акты. Возбудить уголовное дело, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и гос-ва.

В соотв. со ст. 211 УПК РСФСР, на органы прокуратуры возлагаются:

1. Возбуждение уголовных дел по материалам и иным сведениям о совершенных преступлениях.

2. Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и лиц произв. дознание.

3. Санкционирование срока расследования и содержания под стражей лиц подозреваемых в совершении преступления.

4. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предв. заключения и при исполнении уголовных наказаний назначенных судом. Полномочия прокуроров этих отраслях:

Прокурор вправе в любое время посещать учреждения и организации, опрашивать лиц, изымать материалы, освобождать лиц незаконно содержащихся в ИВС, СИЗО и ИК.

Суд и прокуратура при рассмотрении и разреш. уголовных  и гражданских дел руководствуется задачами вынесения законного и обоснованного приговора. Прокурор считается участником судебного разбирательства. В  уголовном процессе он выступает в кач-ве гос. обвинителя.  Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Важнейшим полномочием прокурора, кот. он обладает в независимости от того, участвовал он или нет  в рассмотрении конкретного угол. или гражд. дела явл. принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда.

 

21. Что первично - государство или право ?

 

В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство  или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось  гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства  право приобретает шаль новое качество: оно становится правом,  охраняемым государством, его принудительной ьилой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора общественных  отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной деятельности компетентных  органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

Что представляет собою теория государства и права? Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предает исследования: строго определенный  круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и оря" являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства  и права. Данная наука изучает причины происхождения государства  и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное  воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются  в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую  надстройку в цепом. Она обобщает опыт государственного и правового  строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых  проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому,  что они являются органически взаимосвязанными между собой частями  надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство  издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной Лености они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С фугой стороны, в нормах права  государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, определяющих форму государствненного управления, структуру государства, систему его органов, их задачу, компетенцию, формы и методы их государственной деятельности.

 

25. Сущность правового государства и его основные черты

 

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявил, тогою связи и взаимодейгавия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лицо, та полиотческая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя". Цицерон говорил о государстве как о эдепе народа", как о правовом общении и "общем правопорядке". Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенсло всех перед законом, обеспечивающей ищивидуальную свободу посредством права. 

 

23. Основные идеи мыслителей о конституции правового государства.

 

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросачъ контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цепь государства он видел в возможности свобощсйго пользования имуществом и обсаючении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочкине отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклцд внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, III. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольем, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные положения их учений о правовом государстве.

Г р о ц и й был первым выдающимся корешком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естествашого права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного Наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Грацию, являйся общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться пра- вителям. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивава обществшный договор.

Информация о работе Шпаргалка по "Правохранительной деятельности"