Семейный конфликт: понятие, стадии развития, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:44, реферат

Описание работы

Конфликтология — молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Конфликтология выделилась как самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта».

Файлы: 1 файл

Домашняя работа_Конфликтология.docx

— 67.02 Кб (Скачать файл)

Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:

  • разные взгляды на семейную жизнь;
  • неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
  • пьянство одного из супругов;
  • неверность;
  • неуважительное отношение друг к другу;
  • нежелание участвовать в воспитании детей;
  • бытовая неустроенность;
  • неуважение к родственникам;
  • нежелание помогать по дому;
  • различия в духовных интересах;
  • эгоизм;
  • несоответствие темпераментов;
  • ревность.

Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько. Конфликты можно поделить на два типа в зависимости от их разрешения.

  • Созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, старание изменить сложившиеся отношения.

Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами, общение становится более конструктивным.

  • Разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», больше проучить, свалить вину на другого.

Итог: исчезает взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность.

Итак, основой для устранения конфликта в семье:

  1. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении.
  2. Стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке прежде всего личные потребности (эгоизм).
  3. Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе.
  4. Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов.
  5. Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства.
  6. Наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки.
  7. Нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадение взглядов на методы воспитания.
  8. Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи.
  9. Непонимание как результат нежелания вести диалог.
  10. Разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента.
  11. Ревность одного из супругов.
  12. Супружеская неверность одного из супругов.
  13. Половая холодность одного из супругов.
  14. Вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия.
  15. Особые случаи.

3. Способы разрешения семейных конфликтов

Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

Опираясь на работы Дэвида Джонсона, можно предложить одну из возможных моделей поведения для разрешения возникшей конфликтной ситуации.

Важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

Адекватность отражения конфликта.

Часто в ситуации конфликта мы не правильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным отражения восприятия относятся:

  • Категоричность - видение отношений с супругом(супругой) в"черно-белых тонах".
  • Пессимизм - замечать, и придавать значение только негативным моментам и игнорировать позитивные стороны супружеской жизни. Прогнозы на совместное будущее достаточно мрачные.
  • Субъективизм - игнорирование очевидное, оперируя "собственными" фактами.
  • Легкомыслие - уверены, что проблемы не существует или что отдельные, имеющие место, факты не имеют для брака никакого значения.
  • Идеализм - романтический взгляд на жизнь. Ожидания в отношении себя, партнера и брака в целом, не реалистичны.
  • Нереальные требования  - требование от супруга быть таким, каким мы хотим его видеть.
  • Ориентация на комфорт - относиться к браку, как к инструменту удовлетворения только своих потребностей и повышению уровня только своего комфорта.
  • Застревание - зацикливаться на одном, чаще негативном, событии и в дальнейшем рассматриваете отношения с супругом через "призму" данного события.
  • Фатализм - отказываться что-либо менять в своем браке не потому, что все устраивает, а потому, что "ничего изменить невозможно" .Принцип "что будет - то и будет".
  • Консерватизм - рассматривать брак, как сложившийся стереотип отношений. Внешние воздействия вызывают тревогу. Мысли о том, что нужно что-то менять – страх.
  • Жертвенность - рассматривать брак с позиции жертвы и необходимости постоянно чем-то жертвовать: для сохранения брака, ради кого-то или чего-то. В любом конфликте оба партнера испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой – у оппонентов есть более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих отношений, а также стремление к взаимопониманию и согласию.

Взаимное выражение чувств может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. А так же, следует избегать угроз, лжи, попыток манипуляции партнером, потому что эти действия продиктованы стремлением взять верх над противником, а не добиться обоюдного согласия. Создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении общего результата, побуждающего к сотрудничеству.

Определение существа конфликта.

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов:

а) определение основной проблемы;

б) определение причины конфликта;

в) поиск возможных путей разрешения конфликта;

г) совместное решение о выходе из конфликта;

д) реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта;

е) оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

4. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

      Данная разновидность  конфликтов — одна  из  самых  распространенных  в повседневной жизни. Однако она в  определенной  степени  обделена  вниманием

специалистов  —  психологов  и  педагогов.  Невозможно  найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми.  Даже в благополучных семьях  в  более  чем  30%  случаев  отмечаются  конфликтные взаимоотношения.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми?  Кроме  общих

причин,   продуцирующих   конфликтность   взаимоотношений   людей,   которые

рассмотрены   выше,   выделяют   психологические   факторы   конфликтов   во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют  гармоничный  и  дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье  устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей  каждого  члена семьи, формировании  семейного  «Мы», способности  членов  семьи  разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это  негативный характер  супружеских  отношений, выражающийся    в    конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой  семье  имеет  тенденцию  к  нарастанию, приводя  к  невротическим  реакциям   ее   членов,   возникновению   чувства постоянного беспокойства у детей.

2.  Деструктивность  семейного  воспитания. 

Выделяют   следующие   черты деструктивных типов воспитания:

    • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
    • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
    • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
    • повышенные требования к детям, частое применение угроз,осуждений.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются  как  факторы  их  повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет  собой  переходный  период  от одного этапа  детского  развития  к  другому.  В  критические  периоды  дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают  в конфликты  с  окружающими,  особенно   с   родителями.   У   них   возникает отрицательное отношение к  ранее  выполнявшимся  требованиям,  доходящее  до упрямства.

 

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

    • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
    • кризис «трех лет» (переход от раннего  детства  к  дошкольному возрасту);
    • кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
    • кризис полового созревания (переход от младшего школьного к  подростковому возрасту — 12—14 лет);
    • подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

  4.  Личностный   фактор.   Среду   личностных   особенностей   родителей,

способствующих  их  конфликтам  с  детьми,  выделяют  консервативный  способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и  вредным  привычкам (употребление алкоголя),  авторитарность  суждений,  ортодоксальность убеждений. Среди личностных особенностей  детей  называют  такие,  как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование  рекомендаций родителей,  а  также  непослушание,   упрямство,   эгоизм   и   эгоцентризм, самоуверенность. Таким  образом,  рассматриваемые  конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

    • оптимальный тип отношений родителей и детей;
    • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей,  а дети делятся с ними своими мыслями;
    • скорее  родители  вникают  в  заботы детей,  чем  дети  делятся  с ними (возникает обоюдное недовольство);
    • скорее дети испытывают желание делиться с родителями,  чем  те  вникают  в заботы, интересы и занятия детей;
    • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты,  и  при этом скорее правы родители;
    • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты,  и  при этом скорее правы дети;
    • родители не вникают  в  интересы  детей,  а  дети  не  испытывают  желания делиться с  ними.

      Наиболее часто  конфликты у родителей возникают  с детьми  подросткового возраста.  Психологи  выделяют  следующие типы  конфликтов   подростков с родителями: 

  • конфликт  неустойчивости  родительского  отношения  (постоянная

смена критериев оценки ребенка); 

  • конфликт  сверх заботы  (излишняя  опека  и сверх ожидания);
  • конфликт    неуважения    прав    на    самостоятельность

(тотальность  указаний   и   контроля);  

  • конфликт   отцовского   авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

       Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями, как:

    • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
    • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция  изоляции (стремление  избежать  нежелательных   контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов  родителей  с  детьми  могут  быть следующие:

   1. Повышение педагогической  культуры  родителей,  позволяющей  учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

   2.     Организация  семьи  на  коллективных  началах.   Общие   перспективы,

определенные  трудовые  обязанности,   традиции   взаимопомощи,   совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

   3. Подкрепление  словесных  требований  обстоятельствами  воспитательного процесса.

   4.   Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.  По  мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк,  Т.  Юферова,  С.  Якобсон),  конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими  детьми  может  способствовать следующее:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  • совместно искать выход путем перемены в ситуации;
  • уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом и справедливость и необходимость;
  • дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативны последствий его проступков;        
  • логически разъяснять возможности негативных последствий;
  • расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • использовать положительный пример других детей и родителей;
  • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Информация о работе Семейный конфликт: понятие, стадии развития, функции