Роль международного права в развитие внутригосударственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Проблемы соотношения внутригосударственного (национального) и международного права привлекают растущее внимание ученых-международников, а также специалистов в области конституционного права и общей теории государства и права.

Файлы: 1 файл

эссе мадина 2 задание .doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Роль международного права в развитие внутригосударственного права 

Проблемы соотношения  внутригосударственного (национального) и международного права привлекают растущее внимание ученых-международников, а также специалистов в области  конституционного права и общей теории государства и права. Это обстоятельство определяется объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением воздействия внутригосударственного права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны.

Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное  право представляют собой две  различные, самостоятельные системы  права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами. Г. И. Тункин характеризовал международное право как нормативную подсистему, часть «международной системы». Под международной системой понимаются государства организации (международные, межгосударственные), различные объединения государств, нации и народы, борющиеся за независимость, и некоторые государство подобные образования.

Регулятивная  роль норм международного права в  закреплении территориальных прав России признается в ст. 67 Конституции, где указывается, что территория Российской Федерации включает В себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Из всего сказанного выше ясно, что эти две самостоятельные  системы права не могут существовать изолированно друг от друга, так как  на нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство. Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, т. е. прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию международного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. Имплементация осуществляется путем ратификации государством международных договоров.

Виды имплементации:

1)заимствование  рецепции:

    полная (прямая) рецепция — полное заимствование  тех или иных норм международного  права; 

    косвенная  (бланкетная) рецепция-ссылка на  ту или иную конвенцию как  на часть внутреннего законодательства;

2)трансформация  — пересказ своими словами  норм международного права во  внутреннем законодательстве.

 

Субъекты международного права не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

Появление права  чаще всего связывают с разделением  общества на классы и возникновением государств. Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами. Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности. Уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая. Межплеменные отношения не только предшествовали межгосударственным, но и сопутствовали им, являлись их составной частью.

Международное право  — результат общественной практики. Возникнув как способ осознания  людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них. Именно поэтому международное право имеет естественно-объективное значение. Общая предпосылка его становления — не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т. д. Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами.

Первоначально это  был этап первобытно-общинных, локальных  «международных отношений». Ему соответствовал период зарождения обычаев. В Древнем  мире международные отношения характеризовались  региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право. Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право «цивилизованных» и прочих народов.

Международные правоотношения в ранней средневековой Европе характеризовались отсутствием признаваемых в качестве общеобязательных международных правил поведения и наличием межнациональной и межрелигиозной вражды.

Становление международного права как науки происходит в  эпоху Возрождения. В Средние  века международному праву придается уже более существенное значение, и оно отождествляется с дипломатией и внешней политикой. Международное право делилось на права «цивилизованных» и прочих народов.

 

В настоящее время  международное право находится  на этапе его всеобщего признания и применения.

Взаимоотношение внутригосударственного и международного права, отражающие реальные их связи  и взаимодействие, проявляются в  разных формах: 1) влияние национальных систем на международное право; 2) влияние  международного права на конкретные национальные правовые системы; 3) роль международного права как фактора, способствующего усилению и упорядочению связей между национальными системами, их унификации; 4) применение норм международного права на основе их признания внутригосударственным правом.

В настоящее  время  роль  международного  права  возрастает,  так  как

мировое сообщество находится   в  состоянии  очередной  трансформации  после

ликвидации  послевоенной биполярной модели международного развития.

Таким образом, обеспечивая реализацию норм международного права в сфере  внутригосударственных отношений, необходимо исходить из того, что международное  право не определяет конкретные способы  и порядок реализации государством его международно-правовых обязательств, но такие способы и порядок должны основываться исключительно на правовой основе, т.е. любые действия государства, касающиеся реализации норм международного права, должны иметь правовую основу.

Подводя итог, следует сказать о том, что проблема взаимодействия международного и внутригосударственного права выдвигается на одно из первых мест в доктрине и практике современного международного права, а ее значимость определяется процессом глобализации, активно заявляющим о себе в настоящее время. Взаимодействие международного и национального права имеет взаимообусловленный характер, который означает, что реализация норм международного права не может быть осуществлена без помощи внутригосударственного права, также как и последнее испытывает значительные трудности в функционировании без норм международного права.

Главную роль в функционировании международного права играют государства, а также  международные организации.

В наши время роль развитие внутригосударственного права имеют особую и важную развитие человеческого общества.

Согласование  норм международного права с нормами  внутригосударственного права - это  важнейшая процедура взаимодействия.

Особую  роль во взаимодействии международного и внутригосударственного права  в международных отношениях играют конституционные принципы внешней политики государства

Ввод: Исследование характера взаимодействия международного и внутригосударственного права РФ возможно и необходимо с учетом признаков современной научной парадигмы правовой науки, которая характеризуется признанием необходимости господства права в современном российском обществе и построения правового государства; необходимостью учета концепции правовой жизни.

Современное сосуществование  международного права и права  Российской Федерации следует характеризовать термином «взаимодействие», которое основано на согласованном действии двух правовых систем и их взаимном влиянии. У взаимодействия международного права и внутригосударственного права РФ имеется общая цель, которая заключается в установлении такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов, а также свои функции координации деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для обеспечения взаимодействия, а также согласованного развития обеих систем права.

Наиболее приемлемым как для России, так и для  других государств, является такое  соотношение между национальным и международным правом, при котором  у государства есть возможность  отказаться от инкорпорации в свое право или правовую систему нежелательных для него норм и при этом активно участвовать в интеграционных процессах, происходящих в международном сообществе. В этом случае государство обладает возможностью регулировать степень открытости своей правовой системы. Эта позиция государства отражена в дуалистической концепции соотношения внутригосударственного и международного права, поэтому именно она и является основой современного процесса взаимодействия международного права и внутригосударственного права России.

Механизм взаимодействия внутригосударственного права РФ и  международного права — это процесс, выражающийся во влиянии норм международного права на изменение национального  права, во влиянии норм национального  права на изменения международного права и во взаимном регулировании общественных отношений нормами обеих правовых систем. В реализации механизма взаимодействия участвуют все субъекты внутригосударственного права. Органы государственной власти по роду своей деятельности должны соблюдать и выполнять международные обязательства государства. Физические и юридические лица участвуют в этом процессе постольку, поскольку определенные нормы международных договоров РФ могут быть непосредственно адресованы им. Поскольку этот механизм осуществляется на внутригосударственном уровне, он регулируется нормами национального права и, прежде всего, конституционными нормами. Механизм взаимодействия также можно разделить на нормативно-правовой и организационно-правовой. В реализации этого процесса участвуют как государственные, так и зарубежные органы государства, а также международные органы.

Источники международного права, в которых содержатся обязательные для России нормы международного права, образуют особый блок источников российского права. В правовой системе  РФ есть два блока норм и источников: внутригосударственные нормы права и нормы международного права; источники внутригосударственного характера и источники, имеющие международный характер. Эти блоки существуют параллельно и могут взаимодействовать в правотворческом и правоприменительном процессах. Во внутригосударственном праве создаются нормы, максимально приближенные по своей сути к нормам международного права.

 

Список литературы.

1. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. - М.: Норма, 2007. - 400 c.

2. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.10. - Екатеринбург, 1998. - 228 c.

3. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. - М.: Междунар. отношения, 1982. - 136 c.

4. Самхарадзе Д.Г. Взаимодействие источников современного международного права. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. - М., 2005. - 193 c.

5. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Договоры с участием международных организаций. - М.: Междунар. отношения, 1989. - 272 c.

6. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы / Под ред.: Кабышев В.Т.. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов: Научная книга, 2007. - 278 c.

 

Список  использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. "Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. Федеральный  закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.06.1995) // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2757.

3. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  от 10.10.2003 N 5 "О применении судами  общей юрисдикции общепризнанных  принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", 2003, N 12.


Информация о работе Роль международного права в развитие внутригосударственного права