Республики, входящие в состав РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

С хронологической точки зрения, которая во многом определяет содержательную, республиканские конституции можно разделить на 3 основные группы.
1. Конституции, принятые в конце 70-х гг. с последующими изменениями и дополнениями (Кабардино-Балкарская, Карельская, Чувашская конституции); для них характерна умеренность в подходе к государственно-правовому статусу республик в составе РФ - хотя и провозглашая свой суверенитет, они тем не менее ограничивают его рамками целостности России.

Файлы: 1 файл

контр_Конституционное право.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Деяния, запрещенные данной конституционной нормой, направлены на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, поэтому они влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление, административная - за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте.

Закон РСФСР от 25.10.91 N 1807-1 "О языках народов РСФСР (в ред. от 11.12.02) признает недопустимым пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку.

Гражданское законодательство не позволяет  распространять недостоверные сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можно требовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда.

Законодательство РФ охраняет также  государственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую, тайну частной  жизни, в том числе тайну усыновления, тайну медицинского диагноза, тайну нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова не ограничивается.

Запрет принуждения к выражению  своих мнений и убеждений и  отказа от них является частным проявлением  права каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает  ни прямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.

Каждый человек может иметь  те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно  или через средства массовой информации. Свобода выражения своих убеждений подвергается, в соответствии с законодательством РФ, тем же ограничениям, которые указаны в части 2 данной статьи.

Свобода информации является элементом  свободы мысли и слова. Данная норма устанавливает целый ряд  прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защите. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.

Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной  тайне" (в ред. от 06.10.97 с изм. от 10.11.02) содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной  тайне. Это сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политике и экономике, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. За разглашение таких сведений может наступить дисциплинарная или уголовная ответственность.

В соответствии с этим законом не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, стихийных бедствиях, состоянии окружающей природной среды, сведения в области здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, о фактах нарушения законности органами государственной власти РФ и их должностными лицами5.

Конституционное положение о гарантированности  свободы массовой информации развивается  в Законе РФ "О средствах массовой информации". В соответствии с  этим законом в Российской Федерации  поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме установленных законом.

Закон содержит понятия массовой информации и средства массовой информации.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного  круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные  и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Важное значение для  обеспечения гарантий свободы массовой информации имеет установленный  Конституцией и данным законом запрет цензуры. В соответствии с законом цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается.

Вместе с тем, законом  предусмотрена недопустимость злоупотребления  свободой массовой информации, в частности, не допускается использование СМИ  в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

 

8.  Конституция  России и общепризнанные принципы  и нормы международного права.

Положения ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ6 устанавливают формулу взаимодействия международного права и внутригосударственного права России. Характер взаимодействия двух правовых систем определяется тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации включены в состав правовой системы страны. Кроме того, признается преимущественное действие международных договоров России, когда ими устанавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено национальным законом. Следовательно, в российскую правовую систему включено не международное право в целом, а только те принципы и нормы международного права, которые названы общепризнанными, и международные договоры. В практическом плане это означает, что ни резолюции международных организаций, ни документы политического характера, ни решения международных судебных инстанций не являются частью российской правовой системы.

п. 4 ст. 15 Конституции  РФ различает два самостоятельных вида международно-правовых предписаний. С одной стороны, это нормы, источником которых является международный договор, а с другой - общепризнанные принципы и нормы международного права без указания источника их закрепления и существования. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры упоминаются также в ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 46, ст. 62, 63, 67, 79 Конституции. Выборочный подход к включению в правовую систему России международно-правовых предписаний создает осязаемые трудности для уяснения содержания данной конституционной нормы. Предельный лаконизм формулировки обусловливает обращение к международной практике, выводам теории международного права в целях уяснения ее правового содержания.

Следует заметить, что  прилагательное "общепризнанные" относится как к принципам, так  и нормам международного права, поскольку  оно и в том и в другом случае характеризует юридически обязательное правило поведения, называемое принципом или нормой международного права. Данная норма не делает различия между принципами и нормами международного права.

Институт международного права (создан в 1873 г.; г. Гент, Бельгия) выяснил, что термин "принцип" в резолюциях ООН используется в различных значениях. Он употребляется как: правовой или неправовой принцип; норма более высокого или высшего порядка; норма, порождающая более конкретные правила; норма, важная для целей резолюции; цель, которую необходимо достичь; требование к юридической или иной политике; руководящее начало толкования. Выделяя в массиве международно-правовых предписаний общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ не называет характеризующих их признаков. Международное право также не содержит определения общепризнанных принципов и норм. Нет также и документа, содержащего юридически обязательный перечень таких норм и принципов. Выражение "общепринятые принципы и нормы международного права" можно обнаружить в резолюциях международных организаций, в документах политического характера.

Вместе с тем нельзя отрицать того, что в международном  праве определенно действует  немало многосторонних универсальных  международных договоров как  по числу участвующих в них государств, так и по своим целям, носящим глобальный характер. Именно такие международные договоры наряду с международным обычаем являются источниками норм общего международного права, универсальных принципов и норм международного права, хотя они и не содержат указаний на то, что закрепленные в них положения являются общепризнанными принципами и нормами международного права. В их числе можно назвать: Устав ООН, Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г. (ВВС СССР, 1986, 10 сентября, N 37, ст. 772), Венскую конвенцию о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (ВВС СССР, 1964, N 18, ст. 221), международные пакты по правам человека от 19 декабря 1969 г. (ВВС СССР, 1976, N 17, ст. 291), Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (СЗ РФ, 1997, N 48, ст. 5493), другие, не менее важные многосторонние международные соглашения7.

В теории международного права нет единого мнения о  том, какие именно принципы и нормы  являются общепризнанными по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции. Под этим подразумеваются обычные нормы международного права. Эта точка зрения опирается отчасти на мнение Международного Суда ООН о том, что универсальные принципы и нормы или принципы и нормы общего международного права действуют как принципы и нормы обычного международного права. Согласно этому мнению, источником общепризнанных принципов и норм является исключительно международный обычай. Вместе с тем, исходя из особенностей процесса становления норм международного права, допустимо полагать, что общепринятые принципы и нормы международного права могут принимать как форму договора, так и форму международного обычая. Но для одних государств, являющихся участниками международного договора, эти принципы и нормы договорные, а для не участвующих в договоре государств они обязательны как нормы обычного международного права. Это полностью согласуется со ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

В теории международного права под общепризнанными нормами  и принципами понимаются нормы и  принципы, получившие признание подавляющего большинства государств. Для реализации данной конституционной нормы под общепризнанными принципами и нормами международного права допустимо понимать нормы ст. 38 Статута Международного Суда ООН, определяющие, что источниками международного права являются: международные конвенции, как общие, так и специальные; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными народами. В теории международного права существует и такой подход, согласно которому к числу общепризнанных принципов относят только императивные принципы международного права (ст. 53 Конвенции о праве договоров 1969 г.), облекаемые в правовую форму общим соглашением государств.

Основным источником таких принципов считают Устав ООН, т.е. международный договор. Выражение "общепризнанные принципы и нормы международного права" отличается от устоявшихся в международном праве формул для характеристик различных категорий норм международного права. Однако оно не подразумевает их всеобщей обязательности для государств, включая и Российскую Федерацию. Любые иные предложения на этот счет входят в противоречие с правилом ст. 34 Конвенции о праве договоров, согласно которому договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ признает общепризнанные принципы и нормы частью правовой системы России, но их место в иерархии ее элементов не определяет.

Элементом правовой системы  являются и международные договоры Российской Федерации. Согласно п. "а" ст. 2 Закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г., под договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Россией с иностранными государствами либо с международными организациями в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

К международным договорам  России можно отнести и договоры Российской империи. Подтверждением этому  может служить российско-французское  Соглашение об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных  требований, возникших до 9 мая 1945 г., включая займы и облигации Российской империи от 27 мая 1997 г. Пункт "г" ч. 2 ст. 125 Конституции относит к этой категории также не вступившие в силу международные договоры. Однако не всякий международный договор входит в правовую систему РФ. Согласно ч. 1 ст. 89 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора допустим, если упоминаемый в запросе международный договор России подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные правила поведения. При этом выражение "иные правила" подразумевает любые несоответствия правил закона и договора. Согласно п. "а" ч. 1 ст. 15 Закона о международных договорах, такие международные договоры подлежат обязательной ратификации8. В приведенном выше определении Конституционный Суд пришел к выводу о том, международный договор обладает преимуществом по отношению ко всякой норме внутреннего права, а не только по отношению к закону. Важное значение для определения места международных договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Закона о международных договорах, согласно которой если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой.

Информация о работе Республики, входящие в состав РФ