Реформы Людовика IX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесла и торговли. В социальном отношении городское население не было однородным: богатые купцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерских, рядовые ремесленники и городская беднота. Между городским патрициатом и рядовыми горожанами имели место серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали почти как единое целое.

Файлы: 1 файл

4 рефа.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)

Введение:

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской  власти, которая получила поддержку  горожан. К этому времени города становятся центрами ремесла и торговли. В социальном отношении городское  население не было однородным: богатые  купцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерских, рядовые ремесленники и  городская беднота. Между городским  патрициатом и рядовыми горожанами имели место серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали  почти как единое целое. Все горожане были противниками внутренних феодальных войн, сопровождавшихся разбоем феодалов. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных  владений, на которых подчас устанавливались  различные провозные пошлины. Более  того, города были опутаны многочисленными  поборами и повинностями в пользу феодалов, на земле которых они  находились.

В таких условиях города начали все более решительно выступать  против произвола сеньоров за городское  самоуправление — коммуну. Эта борьба вскоре слилась с движением против феодальной раздробленности. В ходе напряженного противоборства, которое  не раз приобретало форму вооруженных  выступлений, ряду городов в конце концов удалось добиться от своих сеньоров городского самоуправления. Власть в коммуне получил городской патрициат.

Права городского самоуправления регламентировались особыми документами  — хартиями, фиксировавшими городские  вольности. Финансовые и иные повинности городов были строго определены, поводов  для злоупотреблений со стороны  сеньоров стало меньше. Полноправных горожан стали называть буржуа (от

старогерманского “бург” — укрепленный город), лишь впоследствии это слово приобрело современное значение.

Коммуны добивались права  иметь свою вооруженную силу —  городское ополчение.

Защищаясь от нападения чужих  и “своих” сеньоров, города опоясались мощными крепостными стенами.

Горожане видели в сильной  королевской власти решающий фактор преодоления феодальной раздробленности. Короли также были заин­тересованы в городах, которые давали им деньги, современное вооружение и дополнительную военную силу (городское ополчение). Союз монархии и городов начал оформляться еще в Х в., но особой значимости он достиг в рассматриваемый период, стимулируя усиление королевской власти.

Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля(начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов.

Затем постепенно ликвидировался принцип “Вассал моего вассала  не мой вассал”.

Присягу верности вассалы  всех рангов стали приносить непосредственно  королю.

Монархия, опираясь на поддержку  горожан, среднего и мелкого дворянства,начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королев­ский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим феодальным владением Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского

домена.

Большую роль в усилении королевской власти, укреплении центральной  администрации и  ослаблении политического, финансового и военного могущества крупных феодалов сыграли реформы  короля Людовика IХ.

 

 

 

В этот период были приняты важные меры, имеющие  целью осла­бить сепаратизм феодальной знати.В середине XIII столетия Людовик IX проводит важные реформы, цель которых - ослабление политического, военного, судебного и финансового могущества крупных феодалов.

 

 

________________________________________________________________________________

Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую назвали «парламентом». Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы (легисты), люди незнатного происхождения. Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной. Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.

Военная реформа установила «40 дней короля». В течение 40 дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения срока им запрещалось. Данная мера была дисциплинирующей: гордые и заносчивые феодалы по незначительному поводу могли развязать междоусобную войну и королевская казна опять недосчиталась бы налогов, так как война в Средние века была делом дорогостоящим.

В период сословно-представительной монархии во Франции большая часть  городов находилась на земле феодальных сеньоров, поэтому управление городами и суд находились в ведении  сеньора или его агентов, В  казну сеньора поступали налоги и сборы, большей частью произвольные, которые должны были платить города.

Натуральные повинности крестьян переводятся в денежные. Не расставаясь с прямым насилием, с внешнеэкономическим принуждением, феодал одновременно задумывается над средствами экономического стимулирования крестьянина. Так возникают ценз и вы.

Цензива - новая  форма крестьянского феодального  землевладения. Обрабатывающие цензиву  крестьяне могли по своей воле переходить с места на место (в  том числе уходить в город). Цензива свободно могла передаваться по наследству, ее можно было продать, но с тем условием, что новый  хозяин будет нести те же повинности. За цензиву уплачивался твердый  ежегодный денежный взнос (ценз).

Во времена  феодальной раздробленности монархи  неохотно прибегали к созыву широких  представительных собраний дворянства и духовенства. Монарх же нередко  превращался в пленника этих собраний.

Сами сословия стремились к обсуждению политики. Во Франции возникло такое представительное учреждение, как Генеральные штаты. Получив именное приглашение  короля, графы, герцоги и высшие служители  церкви являлись в собрание лично  или присылали своих уполномоченных. Остальные дворяне были представлены выборными депутатами.

Третье сословие было представлено городским патрициатом. В одних случаях это были выборные лица, в других - назначенные королевскими чиновниками. Каждое из трех сословий по утвержденному королем регламенту заседало и голосовало отдельно от других. Оно имело один голос (из трех). Сходство интересов дворянства и духовенства обеспечивало им преобладание. Крестьяне не были представлены, так как они не входили в состав феодальной лестницы.

Высшим слоем  французского феодального класса являлись герцоги и графы, бывшие вассалами  самого короля. С распадом Франции  на уделы они сделались независимыми господами в своих землях. Ниже их - вассалы второй ступени - «бароны». Они «держали» свои земли от герцогов и графов. Еще ниже были мелкие дворяне - рыцари. Вассал обязан был в пользу сеньора ежегодной военной службой, участием в суде и совете сеньора  и денежной помощью в некоторых  особых случаях (например, когда сеньор оказывался в плену и нужно было его выкупить). Вассальные отношения закреплялись правилом: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Феодально зависимое крестьянство Франции делилось на две основные группы: серверов и вилланов.

Положение серверов и их повинности не были точно определены и могли изменяться по произволу  помещика. Их можно было продать  с землей и без земли. Всякий раз, продавая что-нибудь, сервер спрашивал  разрешения господина. Сначала сервы подразделялись на поземельные и личные. Среди поземельных повинностей выделяются барщина и талья - особый налог, размер которого не был точно установлен. Существовали также и многочисленные подати натурой - зерном и скотом. Личные повинности: обязанность за особую плату молоть зерно на господской мельнице, продавать только на господском рынке и т. д.

Положение вилланов было строго регламентировано. Они  платили поземельную ренту - чинш. Помимо нее, существовали еще шампар и талья. Шампар представлял собой подать из части урожая. Все эти повинности были более или менее определенными. Барщина виллана не превышала обычно 10 дней в году. От многих личных повинностей он был свободен.

сферой своей  деятельности. В то время она создавала  серьезный противовес государству  и вынуждала его постоянно  идти на компромиссы.

В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену духовной инвеституры, т. е. права светской власти утверждать выборы высших церковных  лиц (епископов, аббатов) и вручать  им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние  римские папы прибегали и к  таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т. е. запрета  совершать богослужение и религиозные  обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению  от Церкви «провинившегося» монарха. Самой  радикальной мерой было предание монарха анафеме.

Средневековые города также сыграли свою роль в  формировании политического и правового CNJ сознания в Западной Европе. История  средневеко- СМ вых городов - это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев - и за экономическую автономию. Учитывая быстрорастущий экономический и политический потенциал городов, европейские монархи, особенно в XI—XIII вв., искали у них политическую поддержку и финансовую помощь. Интересы короля и городов во многом совпадали. Король хотел единства страны и ограничения власти вассалов. Того же хотели города. Политическая автономия городов в Средние века достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, 

приобретавшие статус коммуны, т. е. абсолютного суверенитета.

 

__________________________________________________________________________

Реформы Людовика IX (1226—1270 гг.).

 Военная  реформа: создание городской милиции,  отрядов наемников. В результате  король в меньшей степени стал  зависеть от феодального ополчения,  более эффективно использовал  вооруженные силы в борьбе  с непокорными вассалами. Стремясь  обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны  в королевском домене. На остальной  территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого  срока феодалы не могли начинать  военные действия, с тем, чтобы  любая из спорящих сторон могла  перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал  позиции королевской власти.

 

При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом  при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган —  парламент, который собирался на сессии в Париже 4 раза в год и  стал высшим судом во Франции; состоял  из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников  юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую  власть. Первоначально короли участвовали  в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

 

Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую  монету, запретив здесь использование  денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская  монета имела право обращения  наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская  казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

 

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII веке Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля.

__________________________________________________________________________________

Реформы Людовика IX (середина XIII в.).

 

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась

тенденция к усилению королевской  власти, которая получила поддержку  горожан.

К этому времени города становятся центрами ремесла и торговли. В  социальном

отношении городское население не было однородным: богатые купцы-ростовщики,

состоятельные собственники мастерских, рядовые ремесленники и городская

беднота. Между городским патрициатом  и рядовыми горожанами имели место

серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали почти

как единое целое. Все горожане были противниками внутренних феодальных войн,

сопровождавшихся разбоем феодалов. Развитию ремесел и торговли мешали

границы многочисленных сеньориальных  владений, на которых подчас

устанавливались различные провозные  пошлины. Более того, города были опутаны

Информация о работе Реформы Людовика IX