Реализация административно правовых санкций за совершение правонарушений юридическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Сегодня создается большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. В свою очередь это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых юридческими лицами. Это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой – равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов. Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (например, при налогообложении, в области таможенных отношений и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной и пр.).

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Общее понятие административной ответственности.
Понятие и основные признаки административной ответственности.
Структура административной ответственности.

Глава 2. Реализация административно правовых санкций за совершение правонарушений юридическими лицами.
2.1. Понятие вины юридического лица в административном законодательстве.
2.2. Виды правонарушений и наказаний юридических лиц к административной ответственности.
2.3. Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

- Осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации или без специального  разрешения (лицензии);

- Незаконная продажа  товаров (иных вещей), свободная  реализация которых запрещена или ограничена;

- Нарушение законодательства  о рекламе;

- Продажа товаров,  выполнение работ либо оказание  населению услуг ненадлежащего  качества или с нарушением  санитарных правил, либо оказание  услуг при отсутствии установленной  информации либо без применения контрольно-кассовых машин;

- Нарушение порядка  ценообразования;

- Обман потребителей  и нарушение иных прав потребителей;

- Незаконное использование  товарного знака;

- Незаконное получение  кредита;

- Фиктивное или преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве;

- Нарушение правил  продажи отдельных видов товаров

- Нарушение правил  продажи этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  его незаконные производство, поставка  или закупка, а также использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; также нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

- Нарушение законодательства  об экспортном контроле;

- Нарушение законодательства  о товарных биржах и биржевой  торговле;

- Нарушение правил  обращения с ломом и отходами  цветных и черных металлов  и их отчуждения;

- Нарушение законодательства о лотереях.

Общий объект данных правонарушений можно охарактеризовать как правила  осуществления предпринимательской  деятельности юридического в целом (от регистрации до производственного  процесса), от уровня развития которой  зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.

Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации.

Субъективная сторона  характеризуется виной в форме  прямого или косвенного умысла. Юридическое  лицо и должностное лицо знают  о том, что запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушениями в организации или производстве той или иной услуги, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.

Размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по соответствующим статьям УК РФ. Так, например, незаконное предпринимательство по ст.171 УК РФ.

Рассмотрим ответственность юридических лиц за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Данная ответственность предусмотрена главой 15 КоАП РФ, в которой имеются следующие составы правонарушений:

- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

- Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;

- Нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе;

- Нарушение срока представления  сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

- Нарушение сроков  представления налоговой декларации;

- Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и другие.

Практика налоговых  органов при рассмотрении дел  об административных налоговых правонарушениях свидетельствует о необоснованном применении административного законодательства и привлечении учредителей (участников) юридических лиц к административной ответственности за совершение налоговых правонарушений. О фактах подобных противоречий в практике отмечает ряд исследователей.

В случае возникновения  указанных ситуаций следует исходить из следующего.

В соответствии со ст.56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества  не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Юридическое лицо участвует в гражданском обороте посредством действий своих органов, а именно руководителя юридического лица. В связи с чем административная ответственность за нарушения налогового законодательства может применяться только к должностным лицам организации.

На практике, юридическое лицо, зачастую отрицает свою ответственность ссылаясь на трудовой договор с работником, по вине которого произошло административное правонарушение. Но это не освобождает юридическое лицо от ответственности, т.к. наличие трудового договора с работником, допустившим административное нарушение, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является.

Стоит заметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива. Иногда организациям удается избежать ответственности .

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г. Уфы 02.06.2008 проведена проверка торговой точки, принадлежащей ООО "Ла Пиэль", в ходе которой установлен факт продажи продавцом одной  мужской куртки из натуральной кожи без применения контрольно-кассовой машины.

Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 02.06.2008 N 144130, протоколе об административном правонарушении от 02.06.2008 N 144130/3. Постановлением налогового органа от 05.05.2008 N 4110 000 "Ла Пиэль" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей, которое оспорено заявителем в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования и отменяя постановление налогового органа, арбитражный суд исходил из отсутствия вины в действиях ООО "Ла Пиэль".

Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Проблемный вопрос не разрешен и в Постановление Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2008 г. №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 настоящего Кодекса, за неприменение контрольно-кассовых машин».

Это не единственный проблемный практический вопрос. Как отмечают практики, обзор судебной практики по налоговым спорам организаций (юридических  лиц) показывает, что, в основном, вынесение  налоговыми органами решений о привлечении организаций к налоговой ответственности (административной ответственности) за правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ, происходит без установления вины должностных лиц данных организаций, хотя таковая является непременным условием привлечения к ответственности организации - нарушителя налогового законодательства.

Однако, разработанный  налоговым органом инструментарий по привлечению к ответственности  организаций изначально не предусматривает  установление причинно-следственной связи между виновным деянием организации и виной ее должностных лиц и/или представителей. Утвержденная Министерством Российской Федерации по налогам и сборам форма решения о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (ее описательная часть) содержит лишь:

- изложение обстоятельств  совершенного организацией налогового  правонарушения, как они установлены  проведенной проверкой (в субъективной  оценке работника налогового органа);

- документы и иные  сведения, которые подтверждают  указанные обстоятельства, а также  обстоятельства отягчающие ответственность;

- оценку представленных  организацией доказательств, опровергающих  факты, выявленные проверкой (в большинстве случаев налоговый орган не утруждает себя включением в решение вообще каких-либо доказательств, представленных организацией, не говоря об их оценке).5

Таким образом, на практике презумпция невиновности юридического лица, остается декларацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, итоги по проделанному исследованию.

1. Административную ответственность  необходимо рассматривать как  правовой институт, как правоотношение  и как обязательный элемент  административно-правового статуса  юридического лица.

2  Административная  ответственность как институт  административного права предполагает  определение понятия административного  правонарушения, видов административного  взыскания, системы органов административной  юрисдикции, а также стадий производства по делам об административных правонарушениях.

3. Административная ответственность  является обязательным элементом  административно-правового статуса  юридического лица и выступает  в качестве административно-правовой  гарантии надлежащей реализации  прав и обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования.

4. Виновность - ключевой признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение юридическим лицом установленных правил влечет административную ответственность.

5. Как показывает исследование, на практике возникают ошибки в связи с привлечением к административной ответственности юридических лиц. Допускают такие ошибки, в том числе, и судебные органы.

На сегодняшний день 60—70% составов правонарушений нового Кодекса об административных правонарушениях предусматривают ответственность юридических лиц.

С принятием КоАП значительно  была расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы административной ответственности, в том числе и юридических лиц, установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Можно сказать, что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих кодифицированных актов о юридической ответственности

1 Агапов А.Б. Административная ответственность.  Учебник.  М.,  2000.  С. 22.

2 Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Под ред.

Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29.

3 Административное право в вопросах и ответах : Учебное пособие. – М: Юристъ, 2004. – 237 с.

4 журнал "Законодательство", 2001, N 11, автор - Д.И. Черкаев - кандидат юридических наук

* Выделенные слова вступают в силу с 1 января 2011 года ( Федеральный закон от 08. 05. 2010 № 83 ФЗ)

5 . Кизилов В. Практика привлечения к налоговой (административной) ответственности организаций и построение защиты интересов организаций в налоговых спорах // Хозяйство и право. С. 98- №9. - 2006 г.




Информация о работе Реализация административно правовых санкций за совершение правонарушений юридическими лицами