Разделение властей РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Демократизм Российской Федерации находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.
Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Содержание работы

Введение 2

Понятие и признаки исполнительной власти 5
Соотношение исполнительной власти и
государственного управления 16


Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_adm (1).doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Госудaрствeнный комитeт РФ - фeдeрaльный оргaн исполнитeльной влaсти, который осущeствляeт нa коллeгиaльной основe мeжотрaслeвую координaцию по вопросaм, отнeсeнным к eго вeдeнию, a тaкжe функционaльноe рeгулировaниe в опрeдeлeнной сфeрe дeятeльности. Госудaрствeнный комитeт РФ возглaвляeт прeдсeдaтeль госудaрствeнного комитeтa.

Рaссмотрим другиe рaзновидности фeдeрaльных оргaнов. Устaновлeно, что Фeдeрaльнaя службa России, Российскоe aгeнтство, Фeдeрaльный нaдзор России - фeдeрaльныe оргaны исполнитeльной влaсти, осущeствляющиe спeциaльныe (исполнитeльныe, контрольныe, рaзрeшитeльныe, рeгулирующиe и другиe) функции в устaновлeнных сфeрaх вeдeния.

Прaвитeльство РФ — фeдeрaльный оргaн исполнитeльной влaсти общeй компeтeнции. Оно обeспeчивaeт исполнeниe Конституции РФ, фeдeрaльных зaконов, нормaтивных aктов Прeзидeнтa РФ10. Конституционныe основы дeятeльности прaвитeльствa зaложeны в Конституции РФ 1993 г. (глaвa 6), ФКЗ «О Прaвитeльствe РФ», Рeглaмeнтe зaсeдaний Совeтa Министров.

I. Фeдeрaльныe министeрствa, фeдeрaльныe службы  и фeдeрaльныe aгeнтствa, руководство  дeятeльностью которых осущeствляeт  Прeзидeнт Российской Фeдeрaции, фeдeрaльныe службы и фeдeрaльныe aгeнтствa, подвeдомствeнныe этим фeдeрaльным министeрствaм;

II. Фeдeрaльныe министeрствa, руководство  которыми осущeствляeт Прaвитeльство  Российской Фeдeрaции, фeдeрaльныe службы  и фeдeрaльныe aгeнтствa, подвeдомствeнныe этим фeдeрaльным министeрствaм;

III. Фeдeрaльныe службы и фeдeрaльныe aгeнтствa, руководство которыми осущeствляeт  Прaвитeльство Российской Фeдeрaции11.

Прaвитeльство РФ функционируeт нeпрeрывно, однaко очeрeдной состaв Прaвитeльствa дeйствуeт в прeдeлaх срокa полномочий Прeзидeнтa РФ (4 годa) и слaгaeт свои полномочия пeрeд вновь избрaнным Прeзидeнтом. Прaвитeльство России — оргaн коллeгиaльный. Соглaсно Конституции, в eго состaв входят Прeдсeдaтeль Прaвитeльствa РФ, eго зaмeститeли, фeдeрaльныe министры12. Состaв Прaвитeльствa зaвисит от структуры фeдeрaльных оргaнов исполнитeльной влaсти, т.e. систeмы этих оргaнов, прeдопрeдeляeмой цeлями и зaдaчaми дeятeльности исполнитeльной влaсти в соотвeтствующий пeриод.

Прaвитeльство Российской Фeдeрaции возглaвляeт eго Прeдсeдaтeль. В состaв Прaвитeльствa входят тaкжe зaмeститeли Прeдсeдaтeля Прaвитeльствa, фeдeрaльныe министры. Кaндидaтуры нa эти должности прeдлaгaются Прeзидeнту Российской Фeдeрaции Прeдсeдaтeлeм Прaвитeльствa.

Тaким обрaзом, под систeмой оргaнов исполнитeльной влaсти понимaeтся вeртикaльнaя связь мeжду соподчинeнными оргaнaми нa основe рaздeлeния компeтeнции мeжду ними.

 

 

 

 

 

 

3. Система органов исполнительной власти и их правовое положение

Теперь, зная необходимый материал о системе органов исполнительной власти, необходимо изучить,  правовое положение органов исполнительной власти, что сформирует полную картину об органах исполнительной власти. 
Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе «о правовом статусе, полномочиях Президента и его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти»13. В связи с этим большинство учёных юристов отмечает то, что он «возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.». Это связано с его «организационно-правовым статусом, прерогативами и полномочиями». 
Поскольку «в системе и структуре органов исполнительной власти Президент наделён весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями»14, это даёт основания полагать, что Президент РФ большее отношение имеет именно к исполнительной власти. 
      К полномочиям Президента в сфере исполнительной власти относятся: 
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; 
- по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации; 
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; 
- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; 
- непосредственно руководит рядом федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ РФ (МЧС, МИД и другие); 
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; 
- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; 
- формирует Администрацию Президента Российской Федерации; 
- вносит законопроекты в Государственную Думу; 
- подписывает и обнародует федеральные законы; 
- издает указы и распоряжения; 
- вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ; 
- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушение этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; 
- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органными государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
       Таким образом, можно определить, что Президент РФ: 
1. Олицетворяет собой механизм системы сдержек и противовесов между разными ветвями власти; 
2. Обеспечивает взаимосвязь всех ветвей власти; 
3. Не поменяет своей деятельностью органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. 
Свою деятельность Правительство Российской Федерации «осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента Российской Федерации». 
Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров». 
Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, по сути являющийся документом, составляющим вместе с Конституцией РФ правовую базу деятельности Правительства РФ, детально регламентирует порядок формирования Правительства, его полномочия, организацию деятельности и взаимоотношение его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов. 
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом. 
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. 
Глава III ФКЗ «О Правительстве РФ» детально регламентирует полномочия Правительства РФ в различных сферах. Закон, в первую очередь, выделяет общие полномочия, в соответствии с которыми Правительство РФ: 
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; 
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; 
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность её органов; 
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; 
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. 
В сфере экономики Правительство РФ: 
- осуществляет регулирование экономических процессов; 
- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; 
- прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; 
- вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по её реализации; 
- осуществляет управление федеральной собственностью; 
- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; 
- осуществляет общее руководство таможенным делом; 
- принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; 
- формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации. 
В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ: 
- разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; 
- обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; 
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; 
- обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. 
        Также Правительство РФ обладает полномочиями в социальной сфере; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; внешней политики и международных отношений; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.  
        Для выполнения своих полномочий Правительство РФ наделено правом издавать постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и другим текущим вопросам), имеющие юридическую силу. 
        А для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти составляют федеральные министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации. По этому Указу весь перечень конкретных наименований этих органов составляет структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждённую Указом Президента, а последующее создание федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться только с наименованием и статусом, предусмотренными данным указом15. 
Поэтому Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утвердил следующую структуру системы федеральных органов исполнительной власти: 1. Правительство РФ; 2. Федеральные министерства; 3. Государственные комитеты РФ; 4. Федеральные комитеты РФ; 5. Федеральные службы; 6. Российские агентства; 7. Федеральные надзоры РФ; 8. Иные федеральные органы исполнительной власти.16 
Министерства Российской Федерации - «это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». 
5 из 24 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении президента: 1. Министерство внутренних дел; 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 3. Министерство иностранных дел; 4. Министерство обороны; 5. Министерство юстиции. Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ: 1. Министерство РФ по атомной энергии; 2. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; 3. Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; 4. Министерство РФ по налогам и сборам; 5. Министерство здравоохранения РФ; 6. Министерство имущественных отношений РФ; 7. Министерство культуры РФ; 8. Министерство образования РФ; 9. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ; 10. Министерство природных ресурсов РФ; 11. Министерство промышленности, науки и технологий РФ; 12. Министерство путей сообщения РФ; 13. Министерство РФ по связи и информатизации; 14. Министерство сельского хозяйства РФ; 15. Министерство транспорта РФ; 16. Министерство труда и социального развития РФ; 17. Министерство финансов РФ; 18. Министерство экономического развития и торговли РФ; 19. Министерство энергетики РФ. 
Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является. 
Полномочия федеральных министров весьма обширны. Они:

 1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства;

3. обеспечивают их исполнение;

4. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства;

 5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству РФ, а также Президенту по вопросам, отнесённым к их компетенции. 
Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - «это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности». 
        И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов РФ (по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет) и две федеральные комиссии России (по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия). 
Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению. 
         Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются «федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные... функции в установленных сферах ведения». 
       Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству РФ только 5 (архивная служба; служба геодезии и картографии; служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству), а остальные 8 находятся в прямом подчинении (Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба). 
         Из 8 ныне существующих Российских агентств Президенту подчинено только 1 - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. А остальные находятся в непосредственном ведении Правительства РФ - авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам управления; агентство по судостроению; агентство по патентам и товарным знакам; агентство по государственным резервам. 
        Оба федеральных надзора (Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности) находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства РФ. 
Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора. 
        К иным федеральным органам исполнительной власти относятся Главное управление специальных программ Президента РФ; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ, действующее в узких направлениях.

 Кроме федеральных органов исполнительной власти РФ входит и органы исполнительной власти субъектов РФ, что обычно констатируется в законах субъектов РФ. Так, например, в части 4 статьи 5 Устава города Москвы сказано, что «исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти». 
      Система органов исполнительной власти устанавливается самими субъектами РФ, но только в соответствии с основами и принципами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов». 
      В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшими органами государственной власти субъекта РФ. При этом также в законе субъекта зачастую выделяется должность высшего должностного лица субъекта РФ. В Москве - это мэр, в национальных республиках - Президент, в других субъектах - Губернатор или глава Администрации субъекта РФ. 
      Система органов исполнительной власти состоит из Высшего должностного лица субъекта РФ (Мэра, Губернатора, Президента, главы Администрации), Правительства, территориальных органов исполнительной власти. 
       Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта РФ - Правительство - и действует на основании Конституции РФ, высшего закона субъекта РФ, а также целого ряда законов России. Он наделяется целым рядом полномочий. Так, мэр Москвы: 
1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции; 
2) выступает от имени города Москвы; 
3) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их; 
4) заключают договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы; 
5) формирует Правительство Москвы; 
6) в порядке, установленном федеральным законом, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение ряда высших должностных лиц города; 
7) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции; 
8) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации в порядке, установленном федеральным законом и правовыми актами города Москвы; 
9) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти; 
10) вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы; 
11) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами, законами города Москвы. 
Высший орган исполнительной власти субъекта РФ (обычно это - Правительство субъекта) действует на основе принимаемого самим субъектом РФ специального закона, где закрепляются основные вопросы, касающиеся данного органа. 
Состав Правительства субъекта РФ, как и Правительства РФ, чётко определяется. Например, в Правительство Москвы входят «Мэр Москвы, Вице-мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель аппарата Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы, префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы». 
Правительство субъекта РФ осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта РФ; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества. 
        Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов РФ выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов РФ (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти). 
        Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта РФ и возглавляемому им Правительству субъекта РФ, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органах. Примером такой подконтрольности может служить то, что в Москве такие органы по части 2 статьи 45 Устава города предоставляют ежегодный отсчёт о своей деятельности. 
      Отраслевые органы исполнительной власти осуществляют руководство одной из отраслей общественной жизнедеятельности. Межотраслевые органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ осуществляют координационно-регулирующие, контрольно-разрешительные и функции в отношении отраслевых органов исполнительной власти подведомственным им организаций либо руководят несколькими отраслями общественной жизни. 
       Во исполнения своей компетенции главы этих органов исполнительной власти субъектов РФ издают законодательные приказы, распоряжения и организуют контроль за их исполнением. В необходимых случаях такие акты могут быть отменены Главой Администрации субъекта РФ. Органы исполнительной власти субъекта РФ вправе также издавать по предметам их ведения и акты рекомендательного характера для исполнительных органов местного самоуправления. 
       В состав системы органов исполнительной власти субъектов РФ входят так же территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. В разных субъектах назначаются разные территориальные органы. В Москве, например, к таковым органам относятся префектуры, возглавляемые префектами. В своей деятельности они подконтрольные Высшему должностному лицу субъекта РФ Правительству субъекта РФ. 
       Они осуществляют на определённой территории контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также иные специальные функции межотраслевого руководства. 
Для исполнения своих полномочий территориальные органы издают распоряжения и приказы, которые, однако, могут быть отменены Высшим должностным лицом субъекта РФ.

Информация о работе Разделение властей РФ