Производство по административным правонарушениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Некоторые ученые считают, что дела об административных правонарушениях настолько очевидны, что выделять административное расследование как стадию производства нецелесообразно. Зачастую это действительно так, но в настоящее время появилось множество административных правонарушений, влекущих наложение административных штрафов в достаточно крупном размере и представляющих определенные трудности при доказывании (налоговые, таможенные правонарушения и т. д.). Без стадии административного расследования производство по делам о таких правонарушениях невозможно.

Файлы: 1 файл

реферат мой админ наруш.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

5) об отмене постановления  и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.19

Решение по жалобе на постановление (решение) о назначении административного наказания, решение по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении оглашаются вынесшими их судьей, должностным лицом немедленно после их вынесения.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (в т.ч. постановление судьи) и (или) последующие решения вышестоящих органов (должностных лиц) по жалобам на такое постановление могут быть опротестованы прокурором.20

Пересмотр решений вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении непосредственно зависит от того, каким органом рассматривалось дело. Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд. Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном  юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным  лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом может быть обжаловано в арбитражный суд. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.21

Если дело рассматривалось  мировым судьей, судьей районного  суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд.22 Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

 

Исполнение  постановлений по делам об административных  правонарушениях

 

Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. На ней наступает административная ответственность виновного, реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административного принуждения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения  срока, установленного для обжалования  постановления по делу об административном  правонарушении, если указанное  постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения  срока, установленного для обжалования  решения по жалобе, протесту, за  исключением случаев, если решением  отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после  вынесения, не подлежащего обжалованию  решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в  порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного  наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно23.

КоАП РФ предусматривает  при осуществлении процедуры  исполнения постановления возможность  отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения его исполнения.

Субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, вправе отсрочить его исполнение на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении наказания в виде административного ареста или в виде административного штрафа (кроме взыскиваемого на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Исполнение постановления  приостанавливается в случае принесения протеста на него до рассмотрения протеста. Однако опротестование постановления об административном аресте не приостанавливает его исполнение.

Субъекты административной юрисдикции прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его умершим; истечения срока давности исполнения постановления; отмены постановления.

Производство по делу должно быть прекращено, если истек  срок давности его исполнения. По общему правилу постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Давность  исполнения связывается с началом  исполнения (приведение, обращение  к исполнению), а не с его завершением. Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Если постановление приведено в исполнение, его исполнение начато, то непосредственное исполнение может продолжаться сколь угодно долго.

В целях борьбы с теми, кто стремится избежать заслуженного наказания, ч. 2 ст. 31.9 КоАП предусмотрено прерывание срока давности приведения исполнения в действие, если виновный уклоняется от исполнения вынесенного в отношении его постановления.

С даты составления акта об уклонении перестает течь срок давности исполнения. Течение срока возобновляется со дня обнаружения виновного, его имущества, доходов, т. е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу взыскание.

КоАП  РФ регламентирует два варианта окончания производства по исполнению постановления, а значит, и окончания всего производства по делу:

а) когда  исполнение произведено в полном размере;

б) когда исполнение не производилось или произведено  неполно в связи с наличием обстоятельств, названных в законе.

Заключение

Содержание Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение постановления по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении (ст. 28.2).

На стадии возбуждения  дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1). Их цель – пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1) являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие такие данные.

Составлению протокола  может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять протокол. Административное расследование проводится, если осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат; его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении –  центральная стадия производства. Её содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего – вопрос об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К этим органам и должностным лицам относятся: лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Естественно, что участником является судья или орган (должностное лицо), уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а так же должностное лицо, возбудившее данное дело.

Дальнейший этап работы – выяснение обстоятельств, от которых  зависит решение, а именно: было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинён ли правонарушением имущественный ущерб; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего  постановление; сведения о лице, в  отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на статью нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

Исполнение постановлений  о наложении административных наказаний  – заключительная обязательная стадия производства. Обжалование постановлений  считают факультативной стадией  производства по делам об административных правонарушениях.

 

1 Бахрах Д.Н. Административное право. – М. /: «Норма», 2002. – С. 248

2 Агапов А.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – С. 158

3 Россинский Б.В. Административное право. – М.: Право и закон, 2005. – С. 200

4 Попов Л.Л. Административное право России. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 624

5 Комментарий к КоАП РФ. Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. – М.: Юрист, 2006. – С. 677

6 Романовский Г.Б. Административное право Российской Федерации. – Архангельск: Изд-во МИУ, 2005. – С. 266

7 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М.: Изд-во Тихомирова, 2005. – С. 605

8 Агапов А.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – С. 194

9 Липатов В.В., Лысенко В.В., Матвиенко Г.В. Административное право. – М.: Экзамен, 2006. – С. 271

10 Попов Л.Л. Административное право России. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 235

11 Агапов А.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – С. 257

12 Бахран Д. Н. Административное право. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2005. – С. 289

13 Комментарий к КоАП РФ. Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. – М.: Юрайт, 2007. – С. 471

14 Конин Н.М. Административное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006. – С. 220

15 Миронов А.Н. Административное право. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – С. 214

16 Бахран Д. Н. Административное право. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2005. – С. 324

17 Четвериков В.С. Административное право. – М.: МГСУ; Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – С. 498

18 Миронов А.Н. Административное право. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – С. 251

19 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М.: Изд-во Тихомирова, 2005. – С. 646

20 Комментарий к КоАП РФ. Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. – М.: Юрайт, 2007. – С. 481

21 Комментарий к КоАП РФ. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова – М.: Юрайт, 2007. – С. 483

22 Постановление Верховного Суда РФ № 11-АД07-9. - Бюллетень ВС РФ № 4, 2007. – С. 21

23 Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2007. С. 41.


Информация о работе Производство по административным правонарушениям