Принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
§ 2.1. Всеобщность социального обеспечения. 15
§ 2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. 17
§ 2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 19
§ 2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. 20
§ 2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. 22
§ 2.6. Многообразие видов социального обеспечения. 23
§ 2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 5

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ   13

§ 2.1. Всеобщность социального обеспечения. 15

§ 2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. 17

§ 2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств  19

§ 2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. 20

§ 2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. 22

§ 2.6. Многообразие видов социального обеспечения. 23

§ 2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

Показателем самостоятельности  отрасли права является наличие  не только собственного предмета и  метода правового регулирования  общественных отношений, но и специфических  отраслевых принципов, объединяющих отдельные  нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права  и обязанности.

Принципы права  оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных  актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой  покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень  слаженности, стабильности и эффективности  правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и  взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права социального обеспечения:

а) отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества;

б) вытекают из содержания социальной политики государства;

в) содержат обобщенную характеристику данной отрасли права;

г) фиксируют сущность отрасли и указывают направления  развития общества.

В этом и состоит актуальность темы курсовой работы.

Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:

- изучить литературу  по теме исследования;

- на основе теоретического  анализа систематизировать знания  о принципах права социального обеспечения;

- раскрыть содержание  понятия «принципы права социального обеспечения»;

- охарактеризовать  различные принципы права социального обеспечения.

Объект и предмет исследования. Объектом курсового исследования является право социального обеспечения. Предмет исследования составляют принципы права социального обеспечения.

Методологические основы курсового  исследования. При написании работы использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.

Теоретическую основу работы составляют научные работы ученых в области права социального обеспечения: Гусова К.Н., Долженковой Г.Д., Захарова М.Л., Сулеймановой Г.В., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и др.

Информационную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы. Названия глав отображают ее содержание.

 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ  ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Изучение вопроса  о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого  времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние  годы взгляды специалистов стали  меняться. Споры обычно сводятся к  тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение  правового принципа только как некой  руководящей идеи без обязательного  закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область  правосознания или правовой науки[1]. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы « права своего времени»[2].

При данной позиции  авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается  в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции  развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда  в них имеются противоречия и  пробелы[3].

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку  принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут  не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что  закрепление правовых принципов  в нормах права — это то, к  чему должна стремиться правовая система  любого социального, цивилизованного  государства. В условиях же переходного  периода, нестабильности экономики, падения  политических и моральных устоев общества законодательно реализовать  данную задачу весьма сложно, хотя можно  привести отдельные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах  обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.[4] определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

Ø     устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Ø     всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Ø     государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Ø     государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Ø     паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Ø     обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ø     ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Ø     обеспечение надзора и общественного контроля;

Ø     автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

Ø     общеправовые, свойственные всем отраслям права;

Ø     межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

Ø     отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

Ø     внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании  общественных отношений по социальному  обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные  с реализацией гражданами предоставленных  им прав, общими являются, например, следующие  принципы: обеспечение достойной  жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, запрещение принудительного  труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения[5].

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность[6].

Постановлением  Правительства РФ от 7густа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы  пенсионного обеспечения, в которой  выделялись следующие принципы:

Ø     каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

Ø     каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

Ø     каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

Ø     финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

Ø     средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета[7].

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке  в Программе пенсионной реформы  в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывается: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы  предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми  возможностями государства и  существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему  государственного пенсионного страхования»[8].

Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию.

Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного  обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей[9].

Накопительная модель не характерна для европейских стран  и не поддерживается МОТ. В связи  с повышением уровня инфляции большинство  стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917—1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца[10].

Информация о работе Принципы права