Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести правовое исследование системы центральных органов государственного управления, а также административно-властных функций администрации Приморского района города Санкт-Петербурга.
В связи с поставленной в работе целью, задачами настоящего исследования являются:
- рассмотреть структуру и признаки центральных органов государственного управления;
- определить принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления;
- исследовать организацию и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Система и признаки центральных органов государственного управления……………………………………………………………………….6
2. Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления………………………………………………...14
3. Организация и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………31

Файлы: 1 файл

7582.001.00 - доработка 18.05.doc

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Система и признаки центральных органов государственного управления……………………………………………………………………….6

2. Принципы организации  и деятельности центральных органов государственного управления………………………………………………...14

3. Организация и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………31

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данного исследования выражена в том, что Сущность государства как социального института сводится к тому, что через его структуры и устройства развивается и закрепляется общая воля, которая придает государственным установлениям непреложный характер. К государству относится легитимная монополия на законотворчество и принуждение. Собственно властная сила государства при помощи права, закона может обеспечить защиту и охрану прав и свобод любого гражданина.

С возникновением государства появляется и особенная группа людей, которая занимается управленческими вопросами. Для гарантии реализации собственных целей и функций государство образовывает и содержит особенный аппарат – общность лиц, которые профессионально занимаются исполнением функций государства. Одна часть данной категории лиц обслуживает законодательствование, выполнение законов и судебную защиту граждан, а другая реализовывает контроль соблюдения законов, регулирует внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства. Существование государственного аппарата представляется неотъемлемым элементом государства и одним из его признаков.

Санкт-Петербург - один из самых динамично развивающихся регионов России. Эффективная административная деятельность органов власти Санкт-Петербурга, как субъекта Федерации и как одного из крупных регионов с населением более пяти миллионов, является важным условием обеспечения жизнедеятельности граждан, соблюдения законных прав и свобод указанных лиц, результативного функционирования системы управления, городской экономики, хозяйства, транспорта и связи, сбережения на нужном уровне различных параметров среды обитания, формирования социальной и духовной сфер данного общества.

Объект данного исследования – общественные отношения, связанные с построением центральных органов государственного управления, а также деятельностью администрации Приморского района города Санкт-Петербурга.

Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие построение центральных органов государственного управления, а также административно-властных функций администрации Приморского района города Санкт-Петербурга.

Цель данной работы – провести правовое исследование системы центральных органов государственного управления, а также административно-властных функций администрации Приморского района города Санкт-Петербурга.

В связи с поставленной в работе целью, задачами настоящего исследования являются:

- рассмотреть структуру и признаки центральных органов государственного управления;

- определить принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления;

- исследовать организацию и деятельность администрации Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Методику и методологию исследования составляют фундаментальные положения теории познания социально-правовых явлений. Для решения поставленных задач использовались общие и частно-научные методы, среди которых следует выделить методы научного анализа и синтеза, сравнения, обобщения, а также статистический и ряд социологических методов: наблюдение, изучение документов, контент-анализ и др.

Теоретической основой данной работы являются труды ученых в области общей теории права, административного права и других областей знания, связанных с предметом работы.

Теоретическая основа данной работы основана на научных трудах, учебных пособиях, монографиях таких ученых-правоведов как Гришаев С.П., Дорогавцева Е.Е., Ерш А.В., Марченко М.Н., Пискунова Е.А., Победоносцев К.П., Скловский К.И. и др.

Данная работа, с учетом ее практической значимости, представляет интерес для лиц, изучающих природу административно-властных функций центрального аппарата государственного управления, исследующих вопросы организации и деятельности Приморского района г. Санкт-Петербурга, а также для лиц, озабоченных проблемой правоприменения в данной области.

Структуру данного исследования составили введение, три главы и заключение, последовательно раскрывающие тему исследования.

 

 

 

1. Система и признаки центральных органов государственного управления

 

Государственное управление как механизм государственного регулирования части общественных отношений не может существовать вне государственного регулирования, определяющего в том числе цели, задачи и направления деятельности государственной администрации. Государственное же регулирование общественных отношений немыслимо без соответствующих правовых механизмов, определяющих сущность государственного управления, направленного на обеспечение и охрану публичных и общественных интересов.

Содержание государственной администрации как раз и заключается в необходимости соединения в правовом регулировании интересов государства, общества и личности. Государственное управление - это всегда есть правовое управление, и без определения места государственного управления в системе государственного регулирования недостижимой оказывается и цель самого правового регулирования. Поэтому выстроить, применительно к этим задачам, систему функций, связей и взаимозависимостей по вертикали и по горизонтали государственного регулирования и государственного управления - это и есть основное направление совершенствования механизмов государственного управления.

Анализируя государственное управление, можно выделить такие его особенности:

— оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов. Одновременно, для обеспечения выполнения законов органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции, принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе являются подзаконными нормативными актами;

— организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства;

— систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие. Государственное управление обусловлено самой сущностью общества, функционирует вместе с ним, направлено на обеспечение общества как самоуправляемой системы;

— оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

— субъекты государственного управления используют имеющиеся у них правовые и фактические возможности для применения внесудебного, то есть административного принуждения;

— в ведении органов государственного управления находится фактическая государственная сила: правовые, информационные, экономические, технические, идеологические, организационные ресурсы, которыми они распоряжаются;

— наличие большого государственного аппарата;

— подконтрольный характер деятельности.

Механизм государства состоит из людей, которые выполняют, или реализуют, функции государства. Это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства1.

Как выше уже было сказано, государственные полномочия государственным органам, прежде всего, необходимы для более правильного, отвечающего всем принципам конституционной законности и эффективности, выполнения государством различных функций. Выполняя государственные функции через государственные органы, государство налагает на них определенные обязанности и права именуемые полномочиями, представляющими собой соединение юридической обязанности с его конкретным правом.

Прав у государственного органа в прямом виде не имеется, причем права выражаются не в форме каких-либо привилегий. Данные права образуются лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Также каждое определенное право государственного органа налагает на него определенным образом и обязанности.

Кроме того, что государственные органы имеют государственно-властные полномочия, к его главным чертам относятся следующие особенности:

- государственный орган  образуется в определенном порядке, установленном нормативно-правовыми  документами, изданными государством;

- государственный орган  наделен государством правом  и обязанностью исполнять и осуществлять задачи и функции государства;

- государственный орган  свои полномочия и функции  исполняет в определенном порядке, который регламентирован государством;

- государственные органы  представляют собой особую часть  единого государственного аппарата.

Кроме того, каждый государственный орган может быть охарактеризован тем, что у него имеется определенная компетенция, представляющая собой круг вопросов, которые находятся в ведении этого государственного органа, и совокупность государственных полномочий2.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения3.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность,    осуществляемая    определенными    органами    государства    и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Как замечено А.С. Пиголкиным, основа государственного механизма - особая система органов, которые прямо связаны с реализацией тех или других функций государства. Слово орган происходит из греческого языка - "organon", то есть инструмент, орудие. Государственные органы являются относительно обособленными формализованными структурами, образующими в комплексе государственный механизм, и предназначение которых - присущими им способами реализовывать те или другие государственные функции, прибегая в требуемых ситуациях к мерам государственного принуждения.

Все государственные органы являются взаимосвязанными и в той или другой мере между собой взаимодействуют. Являясь функционально и структурно самостоятельными, из государственных органов, тем не менее, образуется единая система. Система эта - как бы опорная конструкция, мощный каркас механизма государства. Более того, к понятию механизма государства относят систему особых учреждений и организаций, которые преимущественно предназначены обеспечивать реализацию принимаемых властью решений. Прежде всего, это государственные СМИ (телерадиовещание, периодические печатные издания), государственные образовательные учреждения (высшие учебные заведения, школы), больницы, театры, научно-исследовательские институты и т.д.,  также принудительные учреждения (включая тюрьмы), вооруженные воинские формирования (особые отряды вооруженных людей). Также они - важные компоненты государственной машины. Таким образом, к государственному механизму относят государственные органы власти, государственные организации, административный чиновничий аппарат, полицию, судебные органы, войска специального назначения, армию, разведку, и принудительные учреждения. При их помощи государством проводится его политика и поддерживается определенный общественный политический режим4.

Ветви власти (судебная, исполнительная, законодательная) - основные понятия в системе аппарата государства, а более дробные - понятия государственного служащего, государственного органа, государственной организации. Фактически они являются разными элементами в государственном аппарате, звеньями его. Нужно отметить, что вместе с государственными организациями и органами имеется много негосударственных служащих, органов и организаций, (к примеру,  общественные организации, фирмы), не входящие в состав аппарата государства.

Информация о работе Принципы организации и деятельности центральных органов государственного управления