Принципы назначения административного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей назначения административного наказания.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть принципы назначения административных наказаний;
2) изучить правила назначения административных наказаний.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 50.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.1

Устанавливая возможность применения административного наказания за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство  признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных  случаях и общественную опасность, а также дает ему соответствующую  юридическую оценку, осуждая данное деяние и лицо, его совершившее.

Актуальность темы реферата заключается в том, что вопросы о назначении административного наказания являются ключевыми в теме административной ответственности, так как без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер. Для более успешной борьбы с правонарушителями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей.

Целью данной работы является исследование особенностей назначения административного наказания.

Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения  следующих задач:

1) рассмотреть принципы назначения административных наказаний;

2) изучить правила назначения административных наказаний.

 

 

§1. Принципы назначения административного наказания

Под принципами (общими началами) назначения административных наказаний  следует понимать основополагающие идеи, подходы, закрепленные в Общей  части КоАП РФ или вытекающие из системного толкования содержащихся в  ней правовых норм, устанавливающие  общие требования к определению  вида и размера административного  наказания, назначаемого лицу, совершившему административное правонарушение, которыми обязаны руководствоваться судья, орган или должностное лицо, рассматривающие  дело о конкретном административном правонарушении.2

Важнейшими принципами назначения административного наказания являются принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, справедливости, индивидуализации, а также целесообразности административного наказания.

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо не обязано доказывать свою невиновность.3

Принцип законности назначения административного наказания состоит  в том, что за совершение административного  правонарушения административное наказание  назначается в пределах, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное правонарушение.4 Административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части КоАП или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Назначенное административное наказание не может ни превышать  максимальный размер наказания, предусмотренного за конкретное правонарушение, ни быть меньше установленного его низшего  предела. В законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют общие  нормативные предписания о возможности  сложения наказаний, о назначении наказания  ниже низшего предела.5

Кроме того, никто не может  нести административную ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Принципы индивидуализации и целесообразности административного  наказания выражаются в том, что  при его назначении физическим и  юридическим лицам орган государственной  власти или должностное лицо должны учитывать ряд факторов, предусмотренных  КоАП. При назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и  отягчающие административную ответственность. Смысл этого законодательного положения  состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного избрать  в пределах санкции нормы, такое  наказание, которое бы наиболее эффективно достигало цели наказания и его  индивидуализацию.6

Необходимо, прежде всего, учитывать  характер и степень общественной опасности правонарушения. Более  опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые  наказания. Поэтому органы и должностные  лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его  размера в рамках, предусмотренных  санкцией нормы. При назначении наказания  учитываются способ, время, место  и иные обстоятельства совершенного правонарушения.

При наложении наказания  следует учитывать обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, для смягчения или усиления наказания  в пределах, предусмотренных санкцией нормы. В связи с этим должны учитываться:

1) обстоятельства, прежде  всего относящиеся к характеристике  лица (поведение в быту, отношение  к труду, коллективу, государственному  и общественному имуществу, к  соблюдению общественного порядка,  дисциплины, уровень его общей  культуры, образование и т. п.),

2) отношение к совершенному  правонарушению - степень и форму  вины. Умышленное правонарушение  при всех прочих условиях должно  влечь более суровое наказание, чем его неосторожное совершение.

Применение отдельных  наказаний законодатель связывает  с особой характеристикой виновного. Так, административный арест как  наказание применяется в случаях, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным.7

Индивидуализация вины данного  наказания предполагает смягчение  или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности нарушителя, что связано с определением целесообразности назначения административного  наказания. Это особенно важно при  альтернативных санкциях, предусматривающих  возможность применения различных  видов наказаний. Если же орган или  должностное лицо при исследовании обстоятельств дела приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания  даже в минимальном размере (в  рамках санкции), то при наличии установленных  законом условий они вправе освободить нарушителя от административной ответственности  с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации  или трудового коллектива или  же ограничиться устным замечанием.8

Административное наказание  должно быть справедливым, т.е. соответствовать  характеру самого правонарушения, обстоятельствам  его совершения, имущественному положению, личности виновного.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Общие правила  назначения административных наказаний

Административное наказание  за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное правонарушение.

При назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.9

Назначение административного  наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание  было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и  то же административное правонарушение.10

Назначенное административное наказание не может ни превышать  максимальный размер наказания, предусмотренного за конкретное правонарушение, ни быть меньше установленного его низшего  предела. В законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют общие  нормативные предписания о возможности  сложения наказаний, о назначении наказания  ниже низшего предела.11

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному  наказанию, является также сроком погашения  данного наказания. Он выполняет  определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых  административных правонарушений. Признание  лица подвергнутым административному  наказанию влечет для него правовые последствия. Наличие административного  наказания, по которому не истек срок, в определенных случаях может  рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.12

Лицо, которому назначено  административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному  наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления  о назначении административного  наказания. Если виновное лицо подвергнуто  основному и дополнительному  наказанию, то срок погашения исчисляется  со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.13

При назначении административного  наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность, в  КоАП признаются:

- раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

- добровольное прекращение  противоправного поведения лицом,  совершившим административное правонарушение;

- добровольное сообщение  лицом, совершившим административное  правонарушение в орган, уполномоченный  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, о совершенном административном  правонарушении;

- оказание лицом, совершившим  административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств,  подлежащих установлению по делу  об административном правонарушении;

- предотвращение лицом,  совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения;

- добровольное возмещение  лицом, совершившим административное  правонарушение, причиненного ущерба  или устранение причиненного  вреда;

- добровольное исполнение  до вынесения постановления по  делу об административном правонарушении  лицом, совершившим административное  правонарушение, предписания об  устранении допущенного нарушения,  выданного ему органом, осуществляющим  государственный контроль (надзор);

- совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо  при стечении тяжелых личных  или семейных обстоятельств;

-совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

- совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка.

Судья, орган, должностное  лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими  и другие обстоятельства, не указанные  в КоАП или в законах субъектов  РФ об административных правонарушениях.14

Обстоятельствами, отягчающими  административную ответственность, признаются:

- продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его;

Информация о работе Принципы назначения административного наказания