Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 11:46, лекция

Описание работы

Объектом данного преступления является как безопасность движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и речного), так и жизнь и здоровье человека. Безопасность движения автотранспорта законодателем выделена особо (ст. 264 УК).
Диспозиции статей комментируемой главы имеют сложную конструкцию, касающуюся как объекта, так и объективной и субъективной стороны преступлений, указанных в этой главе. Это в известной мере является причиной определенных сложностей при квалификации данных преступлений.
Прежде всего необходимо помнить, что диспозиция данной нормы является бланкетной, отсылающей для определения признаков преступления к специальным правилам, для установления таких элементов состава преступления, как объект посягательства и его объективная сторона.

Файлы: 1 файл

комментарии.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

 

 Статья 263. Нарушение правил  безопасности движения и эксплуатации  железнодорожного, воздушного или  водного транспорта

 

1. Объектом данного преступления  является как безопасность движения  и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и речного), так и жизнь и здоровье человека. Безопасность движения автотранспорта законодателем выделена особо (ст. 264 УК).

 Диспозиции статей комментируемой  главы имеют сложную конструкцию, касающуюся как объекта, так и  объективной и субъективной стороны преступлений, указанных в этой главе. Это в известной мере является причиной определенных сложностей при квалификации данных преступлений.

2. Прежде всего необходимо помнить, что диспозиция данной нормы  является бланкетной, отсылающей  для определения признаков преступления к специальным правилам, для установления таких элементов состава преступления, как объект посягательства и его объективная сторона. Поэтому для определения признаков преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо обратиться к конкретным правилам, устанавливающим безопасность движения на соответствующем виде транспорта, поскольку нарушение именно этих правил образует объективную сторону преступления.

 Так, если речь идет о преступлении  на железнодорожном транспорте, суду необходимо исходить из предписаний, содержащихся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 07.07.2003) *(321), в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ, которым утвержден Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (в ред. от 04.12.2006) *(322), в ст. 17 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в ред. от 10.01.2003) *(323).

 Правила безопасности на  воздушном транспорте определяются  постановлением Правительства РФ  от 22.09.1999 N 1084, которым утверждены  Федеральные правила использования  воздушного транспорта Российской  Федерации (в ред. от 14.12.2006) *(324). Названные документы, в частности Федеральные правила, раскрывают содержание определенных понятий, связанных с обеспечением безопасности движения воздушного транспорта. К примеру, безопасность использования воздушного пространства рассматривается как комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам. Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения определяется как обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома. Нормы, направленные на обеспечение безопасности на воздушном транспорте содержатся и в ВК.

 КВВТ содержит статьи, определяющие  правовой статус капитана судна, его обязанности, в том числе и касающиеся обеспечения безопасности судна, а также главу, касающуюся безопасности судоходства. Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденное Департаментом речного транспорта Минтранса России 17.01.1996, также регулирует безопасность на речном транспорте. Кроме того, безопасность на морском транспорте регулируется и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятым 18-й сессией Ассамблеи Международной морской организации 4 ноября 1993 г., положения которого введены в действие в Российской Федерации приказом Минтранса России от 26.07.1994 N 63 "О мерах по повышению безопасности мореплавания" (в ред. от 26.11.2002) *(325).

 При решении вопросов в  рамках комментируемой статьи  в необходимых случаях следует  руководствоваться и различными  инструкциями по эксплуатации  соответствующего вида транспорта  и другими актами, определяющими соответствующие требования к техническому состоянию транспортного средства, обязанности соответствующих лиц, по должности обязанных соблюдать правила безопасности и эксплуатации транспорта.

3. Нарушения правил эксплуатации  и управления транспортными средствами на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, изложенных в перечисленных нормативных и подзаконных актах, составляют объективную сторону указанного в комментируемой статье состава преступления. В этой связи при рассмотрении этой категории уголовных дед суду необходимо установить, какие конкретные правила безопасности движения или эксплуатации транспорта нарушены. Учитывая то обстоятельство, что для решения таких вопросов в большинстве случаев необходимы специальные познания в области различных технических отраслей, для решения этих вопросов необходимо проведение экспертных исследований, в том числе и комплексных либо комиссионных.

4. Однако сам по себе факт  нарушения этих правил без  указанных в статье последствий  не может служить поводом для уголовного преследования. Поэтому наряду с указанным нарушением соответствующих правил необходимо установить наступление определенных последствий - причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.

 Все статьи комментируемой  главы в части наступления последствий в результате нарушений безопасности движения и эксплуатации транспорта претерпели изменения. Из их диспозиций Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключено указание о причинении в результате нарушения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств такого последствия, как причинение крупного ущерба. В качестве последствий, определяющих уголовную наказуемость этого деяния, оставлено лишь причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человеку либо лишение жизни потерпевшего.

 Следовательно, по делу необходимо  установить наличие причинной  связи между нарушением указанных  выше правил безопасности на  транспорте и наступившими последствиями, тяжесть которых оговорена в  диспозиции статьи. Тяжесть наступивших  последствий и наличие причинной связи между нарушениями правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями определяется экспертным путем.

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи  предусматривают в качестве квалифицирующих  признаков этого преступления  причинение соответственно по неосторожности смерти одного человека и смерти двух и более лиц.

6. Субъектом данного преступления  является специальный субъект - лицо, в силу выполняемой работы  или занимаемой должности обязанное  соблюдать указанные выше правила. К таким лицам, в частности, относятся машинисты электропоездов, начальники ведомственных служб эксплуатации, капитаны судов (воздушного, морского), пилоты-инспекторы по безопасности, авиадиспетчеры и т.д.

7. Согласно диспозиции комментируемой  статьи также усматривается, что данное деяние характеризуется и сложной субъективной стороной состава преступления. Для этого деяния характерна сложная форма вины субъекта посягательства: суд должен установить прямой умысел на нарушение виновным лицом правил безопасности на транспорте и неосторожную форму вины по отношению к наступившим последствиям.

 

 Статья 264. Нарушение правил  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств

 

1. Как уже отмечалось выше, нарушения  правил дорожного движения и  эксплуатации транспортных средств  законодателем выделены в отдельную  норму УК. Согласно диспозиции  комментируемой статьи данная  норма охраняет два объекта: безопасность  движения и эксплуатации на транспорте и жизнь и здоровье человека.

 Безопасность дорожного движения  федеральным законом определяется  как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности  участников от дорожно-транспортных  происшествий и их последствий.

2. При разрешении этой категории уголовных дел необходимо иметь в виду, что на обеспечение порядка и безопасности дорожного движения направлены: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 18.12.2006) *(326), содержащий как основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к которым законодатель в первую очередь относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, так и права и обязанности участников дорожного движения; постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" (в ред. от 28.02.2006) *(327).

3. Нарушение правил дорожного  движения может заключаться в  превышении разрешенной скорости  движения, нарушении правил обгона  и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.

 Нарушение правил эксплуатации  транспортных средств может выразиться  в эксплуатации технически неисправных  транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

4. Рассматривая такие уголовные  дела необходимо помнить о  сложной форме вины по данным  преступлениям. Диспозиция комментируемой  нормы уголовного закона говорит  о прямом умысле виновного  лица на нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее указанные в статье последствия. На практике имеют место ошибки, связанные с установлением такого умысла.

 Так, Ш. был осужден за нарушение  правил дорожного движения, связанное  с превышением скорости движения  автомобиля без учета погодных  условий, в результате чего он  не справился с управлением, автомобиль  перевернулся на обледенелой  дороге, и пассажиру был причинен тяжкий вред здоровью. Между тем судом было установлено, что эти действия осужденный совершил, пытаясь спасти потерпевшего от преследовавших их лиц, намеревавшихся убить потерпевшего. При таких обстоятельствах осужденный действовал в рамках крайней необходимости и его действия состава преступления не образуют.

 Несмотря на прямой умысел  виновного лица на нарушение  правил дорожного движения, результатом  которого стало причинение вреда  здоровью потерпевшего либо наступила  смерть человека, законодатель определяет неосторожный характер вины по отношению к наступившим последствиям. В противном случае необходимо рассматривать содеянное как умышленное убийство, совершенное с использованием соответствующего транспортного средства.

 Так, Н. обвинялся в совершении умышленного убийства К., которого намеренно сбил трактором из хулиганских побуждений. Суд, переквалифицировав действия осужденного на ст. 264 УК, правильно указал в приговоре на то, что осужденный, управляя трактором, потерпевшего не преследовал, а напротив, тот двигался навстречу трактору. При этом суд отметил, что с учетом количества выпитого осужденным спиртного, тот плохо ориентировался в окружающей обстановке и не смог предотвратить наезд на потерпевшего.

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают уголовную ответственность за совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний, повлекших смерть соответственно одного человека либо двух и более лиц.

6. Предметом преступлений, предусмотренных  данной статьей, являются указанные  в ее диспозиции транспортные средства: автомобили, трамваи и иные механические транспортные средства.

 Примечание к комментируемой  статье раскрывает понятие механического  средства, о котором идет речь  в диспозиции статьи: это троллейбусы, а также трактора и иные  самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

 

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Комментируемая норма касается  всех видов транспортных средств  и путей сообщения (автотранспортных, железнодорожных, воздушных и водных). Поэтому в качестве правового обеспечения данной нормы служат законы и подзаконные акты, приведенные в коммент. к ст. 263 и 264 УК.

 В них содержатся определения  понятий, используемых данной нормой. В частности, в соответствии с  Правилами дорожного движения  под транспортным средством понимается  устройство, предназначенное для  перевозки по дорогам людей, грузов  или оборудования, установленного на нем. Эти же правила содержат определенные требования к перевозке людей, грузов. Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилам перевозки, установленным международными договорами РФ.

2. Техническое состояние участвующих  в дорожном движении транспортных  средств в части, относящейся  к безопасности дорожного движения, должно отвечать требованиям  соответствующих стандартов, правил  и руководств по их технической  эксплуатации. Названные Правила дорожного движения содержат запрет эксплуатации автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, который имеется в качестве приложения к Правилам дорожного движения.

 Аналогичные требования содержатся  в ведомственных инструкциях, положениях, правилах по другим видам транспорта. Международный стандарт по управлению безопасной эксплуатацией судов обеспечивает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов *(328), в соответствии с которым каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасности, отвечающую функциональным требованиям, изложенным в УК.

 ВК предусматривает требования, обязательные для выполнения  в части обеспечения безопасной  технической эксплуатации воздушного  судна независимо от формы  собственности судов.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта