Правовые акты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия «правовой акт управления», присущих ему особенностей и признаков, а также изучение подготовки и издания, действия правовых актов управления. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты определить понятие и содержание «правового акта управления», выделить характеризующие признаки, отличительные особенности.
2. Произвести классификацию правовых актов управления в соответствии с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процессы подготовки и издания правовых актов управления с выделением общих этапов данных процессов.
4. Охарактеризовать действие правовых актов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки правового акта управления…………………………..4-7
2. Виды правовых актов управления…………………………………………8-16
3. Правила подготовки и издания правовых актов управления…………...17-25
4. Действие правового акта управления…………………………………….26-28
5. Утрата силы правовыми актами управления…………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы………….35

Файлы: 1 файл

Административное право (курсовая).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

3. Организационно-технические  требования к правовым актам  необходимо выполнять в правотворческой деятельности, облегчающую надлежащую правоисполнительную и правоприменительную практику. Правовой акт должен быть написан четким языком, грамотным, доступным для понимания, максимально кратким. Организационно-техническое оформление правового акта правления должно способствовать осуществлению конкретного, оперативного и дифференцированного руководства.

 

 

 

 

 

 

 

4. Действие  правовых актов управления

 

Вступление правового  акта управления в силу означает начало его действия. Правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют – вызывают юридические последствия, ради достижения которых они создаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами). Предписания правового акта становятся обязательными для тех, на кого распространяется его действие. Его соблюдение и применение являются обязательными для государственных  органов и физических лиц до тех пор, пока он не отменен или не изменен в законном порядке.

Однако действие правового  акта определяется не только его обязательным характером, но и пространственными и временными пределами.

Пространственные пределы  действия правовых актов управления определяются государственным и  административно-территориальным устройством  Российской Федерации. Согласно ст. 90 Конституции РФ акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. В соответствии  со ст. 115 Конституции РФ акты Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Конституционные  формулировки сферы действия актов Президента РФ и Правительства РФ различаются, однако юридически необъяснимо, в чем различие в данном случае действия на «территории» РФ и «в РФ», они не выражают различий в их юридической силе.

Правовые акты других федеральных органов исполнительной власти также действуют на всей территории РФ.

Правовые акты управления субъектов РФ действуют на территории данного субъекта либо ее части, определенной в самих актах. В исключительных случаях и условиях правовые акты управления одного субъекта РФ могут  действовать на территории других субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», «деятельность, на осуществление которой лицензия  предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ»¹. 

Правовые акты органов  местного самоуправления действуют  на территории соответствующего муниципального образования.

Правовые акты ведомственных и межведомственных органов в зависимости от их компетенции могут иметь сугубо ведомственное либо вневедомственное значение. Однако в своем большинстве правовые акты таких органов бывают двух видов:

1) имеющие исключительное  ведомственное значение (многие из них не подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию);

2) распространяющиеся  на не подведомственные им  предприятия, учреждения, организации,  а также физических лиц, например, акты федеральных министерств  обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами. Именно такого рода правовые акты правления федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию.

   Правовые акты управления могут быть изданы на неопределенный и определенный срок действия, который может быть связан с наступлением тех или иных обстоятельств. На них распространяется общий правовой принцип: ими регулируются отношения, возникшие после вступления  их в силу. Они не имеют обратной силы. Однако по аналогии российского права следует исходить из того, что правовые акты, облегчающие положение субъектов, на

которых распространяется их действие, имеют обратную силу,а ухудшающие

__________________

1 ФЗ от 08.08.2001г №  128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» // "Российская  газета", № 153-154, 10.08.2001.

не имеют обратной силы.

 

Обычно с учетом официального опубликования решается вопрос о моменте вступления правовых актов управления в силу, т.е. о начале их действия. По общему правилу, вступают в силу:

1) акты Президента  РФ (указы и распоряжения), имеющие  нормативный характер, - по истечении  семи дней после дня их первого  официального опубликования;

2) постановления Правительства  РФ, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, - не ранее дня их официального  опубликования. Иные постановления  Правительства РФ и его распоряжения  вступают в силу со дня их  подписания;

3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, - по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Утрата силы  правовыми актами управления

 

Основания утраты силы правовыми  актами управления могут быть разделены  на две группы:

1) правомерными актами;

2) неправомерными актами  управления, т.е. связанными с  невыполнением предъявляемых к ним требований законности.

К основаниям утраты силы правомерными правовыми актами управления относятся:

- исполнение правового  акта управления;

- истечение срока действия;

- отмена акта принявшим  его субъектом в порядке реализации своей компетенции;

- противоречие вновь  принятому нормативному правовому  акту большей юридической силы;

- признание действия  акта нецелесообразным в связи с изменившимися социально-экономическими и другими условиями (устарелость акта);

- прекращение существования адресата акта либо изменение его правового положения.

Неправомерные правовые акты управления могут утратить силу в связи с несоблюдением общих  и специальных условий их законности:

- издание акта не  уполномоченным субъектом либо  с превышением компетенции;

- издание акта с  нарушением порядка издания и  формы акта;

- несоответствие акта  закону и иным актам, имеющим  большую юридическую силу;

- пропуск срока издания.

Правовой акт управления при наличии соответствующих  оснований утрачивает силу в результате:

а) отмены акта. Отменять акты управления могут лишь государственные органы, уполномоченные на то законом или иными нормативными правовыми актами:

- Президент РФ –  акты Правительства РФ, иных федеральных  органов исполнительной власти;

- Правительством РФ – акты федеральных органов исполнительной власти и образуемых им и подчиненных ему других государственных органов;

- федеральные министерства  – решения подведомственных им  федеральных служб, федеральных  агентств;

- высшее должностное  лицо субъекта РФ – акты его высшего органа исполнительной власти и иных органов исполнительной власти субъекта РФ;

- высший орган исполнительной  власти субъекта РФ – акты  подчиненных ему органов исполнительной  власти;

- суды общей юрисдикции  в соответствии с их подсудностью вправе отменять индивидуальные акты Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, должностных лиц, а также постановления по делам об административных правонарушениях;

б)  признания Конституционным Судом РФ неконституционными нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ;

в) признания судами общей юрисдикции в соответствии с их подсудностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти, должностных лиц недействующими;

г) признание арбитражным судом ненормативного акта недействительным, а также в случае принятия им решения о признании решения административного органа о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене полностью либо об изменении решения.

Признание правового  акта управления неконституционным, недействующим или недействительным влечет за собой утрату им юридической силы. Отменены они могут быть в административном порядке в соответствии с компетенцией государственных органов, должностных лиц.

Приостановление действия правового акта управления – означает прекращение юридической силы правового акта до ее подтверждения либо отмены этого акта уполномоченным органом. До этого правовой акт не подлежит исполнению и применению, а последствия, наступившие в связи с его приостановлением либо отменой, могут быть предусмотрены различными нормативными правовыми актами.

Органы, имеющие право  приостанавливать те или иные акты, а иногда и конкретные случаи, когда  они могут быть приостановлены, определяются нормативными правовыми актами. При  этом иногда орган приостанавливает акт в установленных законом случаях лишь потому, что он не вправе его отменять, в других случаях – когда возникает сомнение в его законности или целесообразности либо обоснованности.

В настоящее время  согласно п.2 ст. 85 Конституции РФ «Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом»¹. Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» предусмотрено его право не только отменять, но и приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти без указания оснований его использования.

Таможенный орган, рассматривающий  жалобу на решение, действие таможенного  органа или должностного лица, вправе полностью или частично приостановить  исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы.

Приостановление правового  акта управления возможно при наличии

_________________

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

 

достаточных оснований  полагать, что обжалуемое решение, действие не соответствуют законодательству Российской Федерации также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер. Согласно п. 2 ст. 51 Таможенного Кодекса РФ «при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы»¹.

Суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого  решения до вступления в законную силу решения суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003, № 61-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2066.

Заключение

 

Завершая работу, я  хотела бы подвести итоги, при этом установив для чего же  необходимы правовые акты управления, каково их юридическое значение в системе практического применения и правового регулирования.

Юридическое значение правовых актов управления заключается в  том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной  и судебной властей. Раскрытие юридического значения актов управления позволяет ответить на вопросы о том, для чего нужны акты управления в системе практического управления, могут ли они содействовать улучшению механизма административно-правового регулирования. В результате можно выделить следующие аспекты юридического значения административных актов:

1) выступают в качестве юридических фактов, так являются фактическими основаниями для формирования, изменения или отмены правоотношений, создания нового правового статуса субъектов права;

2) устанавливают, изменяют  или отменяют нормы права, регулируют  одинаковым образом для неограниченного  круга лиц общественные отношения,  определяют порядок управления, возможность назначения наказаний;

3) могут служить правовым  и фактическим основанием для  подготовки и издания других  административных актов;

4) могут выступать  в качестве юридических документов  – доказательств в юридическом  процессе (при возбуждении или рассмотрении судом гражданского, уголовного дела);

Информация о работе Правовые акты управления