Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена деятельность Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

Содержание работы

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Президент РФ – гарант Конституции
1.2. Внутриполитические функции Президента РФ
1.3. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ
1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ
2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
2.1. Взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью
2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.3. Президент РФ и судебная власть

3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

Файлы: 1 файл

№ 1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА

Поволжский  региональный юридический институт

 

 

 

 

Учебная дисциплина

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВОЙ  СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

(КУРСОВАЯ  РАБОТА)

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса заочного факультета

со  сроком обучения 2,5 года

БАРИНОВ Сергей Александрович

Адрес: г.Вольск, Саратовской обл.,

ул. Ярославская, д. 1/87, кв. 12.

Телефон: (84593) 5-60-11.

 

 

 

САРАТОВ 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

 

 

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ

       КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

 

1.1.  Президент РФ – гарант Конституции

1.2.  Внутриполитические  функции Президента РФ

1.3. Президент РФ -  Верховный Главнокомандующий ВС РФ

 1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ

 

2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,

            ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ 

 

2.1. Взаимоотношения Президента  РФ с законодательной властью

2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти

2.3. Президент РФ и судебная власть

 

  1. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 В любом государстве,  провозгласившем принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна, и даже закрепившем его в своей конституции, разделение властей не только не исключает, но и предполагает их совместные усилия и взаимодействие в пределах, определяемых в одних странах конституционными обычаями, в других - самими конституциями.

Основная задача обеспечения  взаимодействия властей возложена  Конституцией Российской Федерации на Президента, что объясняется особым значением Президента Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина".

Важно отметить, что, обеспечивая  и направляя деятельность всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение или правовой статус Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, Президент выступает как глава государства, из чего следует, что он является первым среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении. Президент всегда действует ex offiio, т. е. на основании факта, что он является главой суверенного государства.

Именно как глава  государства Президент наделен  правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу. При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Президенту как главе государства принадлежит право помилования.

Естественно, что многие из вверенных ему полномочий глава  государства реализует с помощью  должностных лиц и органов, в ряде случаев прямо указанных в Конституции. Так, назначение и отзыв дипломатических представителей в соответствии с Конституцией производится им после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Что касается, например, помилования, то Президент, по обычаю, использует рекомендации лично им назначенных лиц.

Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами. В этом качестве он, в частности, вводит военное положение, режим которого определяется федеральным конституционным законом, назначает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Но право отклонения законов охватывает не все федеральные законы. Оно не применимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания.

В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительства законодательной власти. Президент имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Концепция президентской  власти, принятая действующей Конституцией, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции.

Суть изменений состоит  прежде всего в том, что Президент перестает быть главой исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляется теперь Правительством. Заметим, что Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Таким образом, положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть (это Президент, Федеральное Собрание, Правительство). Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК  ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

 

С принятием Конституции  РФ 1993 г. концепция президентской  власти претерпела существенные изменения.

Если в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР, то по ныне действующей Конституции Президент Российской Федерации является главой государства. Это вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей. Направляя работу всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

Президент как глава  государства обращается с посланиями к Федеральному Собранию, назначает выборы в Государственную Думу, обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето, назначает референдумы, формирует Правительство Российской Федерации и активно влияет на его деятельность, участвует в формировании судебной власти. Таким образом, Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение в системе органов государственной власти.

 

1.1. Президент  РФ – гарант Конституции.

Конституция содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента как гаранта Конституции.

Положения об обязанности  Президента защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и  свободы человека и гражданина, верно  служить народу содержатся в тексте присяги Президента, которую он приносит при вступлении в должность.

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и  гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В этой сфере Конституция отводит Президенту особую роль.

Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует данное конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав.

В качестве мер  по реализации социальной политики государства принят Указ, имеющий целью совершенствование управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации1, учрежден Национальный совет при Президенте РФ по пенсионной реформе2, изданы указы о мерах по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, повышении выплат пенсионерам3 и др.

Введены дополнительные правовые гарантии обеспечения конституционных  прав граждан на получение информации, участие в культурной жизни, доступ к _________________________________________________________________

1 СЗ РФ, 2000, N 40, ст. 3936; 2001, N 27, ст. 2804.

2 СЗ РФ, 2001, N 7, ст. 630.

3 СЗ РФ, 2000, N 16, ст. 1681; N 45, ст. 4441; N 48, ст. 4665; 2001, N 7, ст. 628; N 27, ст. 2741; N 29, ст. 2993.

 

образованию и культуре4.

Президентом утвержден  ряд программ долгосрочного характера (с последующим продлением их действия), рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан, благоприятных и безопасных условий жизни, выравнивание социального статуса различных групп населения. К их числу, в частности, относятся: президентская программа "Дети России"5, Федеральная программа "Молодежь России"6, Основные направления государственной семейной политики7 и другие.

В центре внимания Президента постоянно находятся вопросы, лежащие  в сфере защиты политических прав и свобод граждан, укрепления институтов гражданского общества, совершенствования партийной и избирательной систем. В этой связи следует отметить ФЗ "О политических партиях"8, проект которого был внесен в Государственную Думу Президентом.

Защищая права и свободы  человека и гражданина, Президент  в своей деятельности опирается на Правительство РФ, которое в силу Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, а также на специализированные органы - федеральные суды, прокуратуру, правоохранительные органы, общественные объединения.

При Президенте РФ действует  Комиссия по правам человека.

 

1.2. Внутриполитические  функции Президента РФ

Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности связана с деятельностью всех ветвей власти. Однако Президент наделяется Конституцией в этой сфере особыми полномочиями. В частности, он принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории России или в отдельных ее местностях.

Чрезвычайное положение вводится Президентом РФ лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер9.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит утверждению Советом Федерации  и незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. 

Глава государства управомочен  приостанавливать на соответствующей  территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на сво- __________________________________________________________________

4 СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 862; N 25, ст. 2380; 1996, N 2, ст. 67; N 28, ст. 3358; 1999, N 39, ст. 4594; 2000, N 36, ст. 3636; 2001, N 7, ст. 629 и др.

5 СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1955; 1995, N 38, ст. 3669; 1996, N 9, ст. 799; 1998, N 3, ст. 314; 2000, N 22, ст. 2263.

6 СЗ РФ, 1994, N 22, ст. 2459.

7 СЗ РФ, 1996, N 21, ст. 2460.

8 ФЗ "О политических партиях", проект которого был внесен в Государственную Думу Президентом.  в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции. Закон принят 11 июля 2001 г. (СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950).

9 Основания и порядок введения чрезвычайного положения закреплены в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" (СЗ РФ, 2001, N 23, ст. 2277).

боду передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы средств массовой информации и др.

Информация о работе Правовой статус Президента России