Правовой режим исключительно экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 04:26, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона являются одними из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации………….….7
§1. Понятие и правовое регулирование континентального шельфа Российской Федерации……………………………………………………………………...…….7
§2. Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации………………………………………………………..…………………20
Глава 2. Правовой режим охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………30
§1. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………………………………………………………………..……30
§2. Компетенция пограничных органов по охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации…..…47
Заключение……………………………………………………………………...…59
Библиография…………………………………………………………………..…63

Файлы: 1 файл

Готовый чкерновик от 11.12.2012.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение………………………………….………………………………………….3

Глава 1. Понятие и правовой режим  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации………….….7

§1. Понятие и правовое регулирование  континентального шельфа Российской Федерации……………………………………………………………………...…….7

§2. Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации………………………………………………………..…………………20

Глава 2. Правовой режим охраны континентального шельфа и исключительной экономической  зоны Российской Федерации……………30

§1. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………………………………………………………………..……30

§2. Компетенция пограничных  органов по охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации…..…47

Заключение……………………………………………………………………...…59

Библиография…………………………………………………………………..…63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона являются одними из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г. или Конвенция), соответствия национального законодательства нормам и принципам международного морского права и наличия делимитационных соглашений с прилежащими и противолежащими государствами.

Конвенция 1982 г., вступила в силу 16 ноября 1994 г., ратифицирована Российской Федерацией в 1997 г.1 и является правовой основой установления юрисдикции над пространствами континентального шельфа омываемых морей.

Континентальный шельф  включает в себя морское дно и  недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. На шельфе, как и в территориальном море, имеются богатые запасы минеральных и живых ресурсов. Территория континентального шельфа используется для прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов, сооружения искусственных островов и установок, для судоходства.

Согласно российскому  законодательству (п. 2 ст. 67 Конституции РФ; ст. 5 Закона РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации") на территории континентального шельфа Россия осуществляет исключительную юрисдикцию. Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, промысла живых ресурсов, регулируются нормами Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ2. В Морской доктрине РФ на период до 2020 г., утвержденной Указом Президента 27 июля 2001 г. № Пр-1387, одной из целей национальной морской политики признается реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов.

Исключительная экономическая  зона Российской Федерации - это морской  район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, который обладает особым правовым режимом, установленным федеральными законами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Такое определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации. Оно не применяется для скал, непригодных для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, анализ структурных особенностей и масштабов естественных ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны и приграничных (сопредельных) территорий позволяет сделать следующие выводы:

- произошло ухудшение в обеспечении  экономики России природными ресурсами, некоторые виды полезных ископаемых стали дефицитными;

- возникла угроза утраты ведущего  положения страны в изучении, освоении и рациональном использовании  ресурсов континентального шельфа  и исключительной экономической  зоны Российской Федерации;

- конкуренция за право использования  природных ресурсов, неравномерно  распределенных на континентальном  шельфе, приводит к возникновению  различных форм межотраслевых,  межрегиональных и межгосударственных  противоречий, способных трансформировать потенциальные вызовы в угрозы и конфликты, существенно влиять на состояние безопасности России. Некоторые уникальные месторождения располагаются вблизи морских границ Российской Федерации, естественные границы областей их локализации не совпадают с границами государств, а внутри нашей страны - с границами территорий субъектов РФ.

В условиях ухудшения геополитической  и экономической ситуации, ослабления морской компоненты ее геополитического положения, появления новых морских  границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с охраной и использованием ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, требуют их комплексного изучения.

Степень научной разработанности  исследуемой проблемы. В литературе вопросы правового режима использования и охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны исследовались многими учеными. Наиболее полно данные проблемы раскрыты в трудах И. Барцица3, В.Н. Гуцуляка4, В.И. Гудкова5, В.Д. Каминского6, И.С. Пономарева7 и других ученых.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового режима использования и охраны ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Предметом исследования является совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области правового режима использования и охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Цель исследования – комплексный анализ вопросов использования и охраны ресурсов континентального шельфа исключительной экономической зоны.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие  и проанализировать законодательство, регламентирующее режим континентального шельфа Российской Федерации;

- изучить правовой  статус исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- исследовать административно-правовую  и уголовно-правовую охрану ресурсов  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- рассмотреть компетенцию  пограничных органов по охране  ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., федеральные законы, регламентирующие вопросы охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и правовой режим  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации

 

§1. Понятие и правовое регулирование  континентального шельфа Российской Федерации

 

Законодательство об охране и использовании  континентального шельфа состоит:

из  положений международно-правовых актов - Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г.; Хартия экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), Конвенция об открытом море (1958 г.), Конвенция о континентальном шельфе (1958 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), ратифицированная Федеральным законом от 17 февраля 1995 г.; Хартия океанов, Конвенция по предотвращению загрязнений моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.), ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 15 декабря 1975 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнений с судов (Лондон, 2 ноября 1973 г.), присоединение к которой осуществлено Постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. № 947, Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 9 февраля 1957 г.), ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 27 сентября 1957 г.; Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана (Москва, 11 февраля 1992 г.), ратифицированная Постановлением Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г.; Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (Вашингтон, 16 июня 1994 г.), Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии по ведению рыбопромысловых операций (Токио, 7 июня 1975 г.) и др;

- Конституции Российской Федерации;

- Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"8, от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"9, от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"10, от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"11, Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ  "О животном мире"12 и других законодательных актов.

Статья 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном  шельфе Российской Федерации"13 содержит понятие континентального шельфа и основные положения относительно определения его границ. Данная статья содержит именно юридическое определение континентального шельфа, которое соответствует определению, данному в ст. 76 Конвенции ООН 1982 г. Континентальный шельф как таковой - это часть территории Земли, а растущие экономические потребности государств и развивающееся вследствие этого технологии предопределили необходимость правового регулирования освоения этой части территории - как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Данная необходимость и породила континентальный шельф как часть территории, обладающей юридическим статусом.

Существуют геолого-морфологическое  и юридическое понятия континентального шельфа, и именно о последнем в обозначенной статье идет речь. С геолого-морфологической точки зрения континентальный шельф - это часть подводной окраины материка, прилегающая к берегам суши и имеющая общее с сушей геологическое строение. То есть относительно ровная подводная часть материка до той линии, по которой материк резко "обрывается" на большие глубины. Средние глубины на всем протяжении этой "полки" варьируются, примерно, от 200 до 550-600 метров. Граница шельфа, как правило, определяется по изобате (изобата - линия, соединяющая определенные глубины, точки этих глубин) 200 метров. Далее, с геолого-морфологической точки зрения шельф включает в себя также склон материка и континентальное подножие. Склон - это часть морского дна, где крутизна дна резко увеличивается - по данным исследований - на 4-7 градусов. Нижняя граница склона - это изобаты глубин 2500-3000 метров. Континентальное подножие (иногда можно встретить термин "материковое подножие") образуется в результате оседания рыхлых пород на указанных глубинах. Таким образом, при определении геолого-морфологического понятия континентального шельфа за основу принимаются следующие критерии:

- относительно выровненная  часть подводной окраины материка, начинающаяся непосредственно от  береговой линии;

- общее с материком  геологическое строение этой части.

Юридическое же понятие  континентального шельфа, хотя и содержит элементы его природного понятия, все  же существенно отличается от последнего. В соответствии с Законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном  шельфе Российской Федерации"14 континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка15.

Причиной притязаний прибрежных государств на ресурсы континентального шельфа и, как следствие, международно-правовое закрепление юридического понятия шельфа, явились возрастающие экономические потребности в целом. Это заложило основу развития геологической и иных смежных наук в сфере их технической, практической применимости. До этого момента суверенные права государств распространялись лишь на участки морского дна в пределах территориального моря, ширина которого составляла три морские мили. В дальнейшем, развитие науки и рост технических возможностей постепенно привел и к распространению суверенных прав государств на ресурсы континентального шельфа. Автором термина "континентальный шельф" считается шотландский геолог Х.Р. Милл. Документальное обоснование притязаний государств на континентальный шельф начиналось со знаменитой "прокламации Трумена" от 28 сентября 1945 г., в которой провозглашалось, что естественные богатства недр и поверхности континентального шельфа, находящиеся под водами открытого моря, но прилегающего к берегам США, принадлежат США и подлежат со стороны США контролю и юрисдикции. В результате прокламации Трумена многие прибрежные государства в период 1945-1957 г. приняли аналогичные акты относительно ресурсов континентального шельфа, но в них отсутствовало как общепризнанное понятие континентального шельфа, так и единая характеристика и объем прав государств на континентальный шельф16.

В 1956 г. Комиссией ООН по международному праву было выработано определение континентального шельфа, которое базировалось на двух критериях:

- континентальный шельф  является естественным подводным  продолжением материка прибрежного  государства;

- прибрежное государство обладает правами на тот участок шельфа, который примыкает к его берегам или находится за пределами его территориального моря.

Первое понятие континентального шельфа на международном уровне было сформулировано в Женевской конвенции  о континентальном шельфе 1958 г., принятой в результате работы первой Конференции ООН по морскому праву. Согласно ст. 1 данной Конвенции, к континентальному шельфу относятся поверхность и недра морского дна в районах, примыкающих к берегу континента или острова, но находящихся вне зоны территориальных вод до глубины 200 метров или же за этим пределом, до того места, до которого глубина позволяет осуществлять разработку ресурсов. Так как уровень развития геологии и смежных наук в то время еще не позволял осуществлять разведку и разработку ресурсов глубоководных участков морского дна, не было возможности и устанавливать границы дальше границ, в пределах которых возможны разведка и разработка. Можно утверждать, что Конвенция 1958 г. при определении континентального шельфа исходила из двух критериев:

Информация о работе Правовой режим исключительно экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов