Правовое регулирование лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Сущность и значение коммерческой тайны
1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 14
1.2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия 17
ГЛАВА II
Защита коммерческой тайны
Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Файлы: 1 файл

kursach_rpp.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

миниcтерство образования и науки российскоЙ федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

 

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

 

Кафедра «Гражданское право и процесс»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Российское предпринимательское  право»

на тему: Правовое регулирование лицензирования

Исполнитель: студент  дневной формы обучения гр. 579-1

АСЕЕВА ВЕРА ВАЛЕРЬЕВНА  /                      /

Руководитель работы /________/ ст. преподаватель  С.А. Асалханова

 

 

 

 

 

Дата сдачи___________

Дата защиты_________

Оценка______________

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА I. Сущность и значение коммерческой тайны

1.1 Понятие коммерческой  информации и коммерческой тайны  14

1.2 Порядок отнесения  коммерческих сведений к коммерческой  тайне предприятия 17

ГЛАВА II

Защита коммерческой тайны

Ответственность за разглашение коммерческой тайны 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя  зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

 

 

 

ГЛАВА I. Сущность и значение коммерческой информации

 

    1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

 

Информация, используемая в предпринимательской  деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая. К промышленной относится: информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

Вся эта  информация представляет различную  ценность для самого предпринимателя  и, соответственно, ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

  1. Информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
  2. Информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
  3. Информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация относящаяся ко второй и третьей группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная  информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть  этой коммерческой информации составляет особый блок, которая может быть отнесена к коммерческой тайне.

Коммерческая  тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической  информацией, управлением, финансами  др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим  пяти критериям оценки:

  1. Их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
  2. Они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
  3. Предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
  4. Эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
  5. Сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны  следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда  под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и  документы, свидетельствующие о  фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать  информацию становится невыгодно с  экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и  спрос. В отдельных промышленно  развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и  переработка информации в различных  видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Таким образом, коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну - это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

 

    1. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия

 

Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 года №35 «О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Первым  вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга  сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности для предприятия, характера  и размера ущерба, который может  быть нанесен предприятию при  разглашении этих сведений.

Практика  показывает, что данный вопрос лучше  решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия  создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов, в которую желательно включить:

  1. Специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм
  2. Специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности
  3. Специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров
  4. Специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Если  предприятие достаточно велико или  производимая продукция имеет разнородный  характер, обычно создается несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.

Далее, перед  группой экспертов необходимо поставить  комплекс вопросов в следующей последовательности:

  • выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент
  • исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий
  • определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если  с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие  в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих  фирм, то предприятие располагает  определенной коммерческой тайной и  необходимо продолжить анализ.

Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Вполне  естественно, что по мере необходимости  этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать  конкретный срок, на который те или  иные сведения отнесены к коммерческой тайне.

Перечень  доводится до структурных подразделений  и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и  приведения в соответствие с ним  грифа работ (целесообразно применять  гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий.

Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.

Исключение  сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия  производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась  или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление  нового образца, утечка информации к  конкуренту и т.п.).

Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась  или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление  нового образца, утечка информации к  конкуренту и т. п.).

Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.

В основе этой системы должна лежать заинтересованность исполнителей работ, как в выявлении новых объектов защиты, так и в определении оптимального момента снятия ограничений на распространение ранее защищаемой информации.

Таким образом, не все коммерческие сведения предприятия  могут быть отнесены к коммерческой тайне. Процесс выделения информации, которая может быть отнесена к  коммерческой тайне, содержит в себе целый ряд этапов, а количество сотрудников предприятия, имеющих  доступ к таким данным, всегда ограничен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

2.1. Защита коммерческой тайны

Основным  фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.

Принятие  специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану.

Предприятия, фирмы, объединения, где имеется  не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

Информация о работе Правовое регулирование лицензирования