Правовое принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:48, реферат

Описание работы

Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Оно персонифицировано, это внешнее воздействие на субъекта в целях заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.
Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. «Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права».

Файлы: 1 файл

правовое принуждение.docx

— 24.93 Кб (Скачать файл)

Правовое принуждение

Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.

Сейчас и в обозримом  будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и  организаций, создания нормальных условий  для деятельности аппарата публичной  власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.

В обществе существуют различные  виды принуждения. По объекту воздействия  различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами  организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это  в значительной степени условно, так как нередко эти способы  влияния на граждан и организации  сочетаются.

Принудительные меры могут  применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам  права.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального принуждения являются агрессия других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками  насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть незаконных формирований). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т. е. административный произвол.

Юриста интересует принуждение прежде всего как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм, и в связи с их нарушением понуждает к соблюдению властных предписаний публичной власти.

1. Принуждение осуществляется  как реакция государственных  органов на неправомерное, вредное  для общества поведение людей.  Его использование обусловлено  конфликтом между волей, выраженной  в правовом акте, и индивидуальной  волей лиц, нарушающих его.  Если же нет неправомерных  действий, нет и принудительных  акций. Собственно, здесь и лежит  граница правового принуждения.  Так, увольнение по сокращению  штата, изъятие земельного участка  для общественных надобностей,  лишение права на управление  транспортным средством лиц, утративших  здоровье, ограничение свободы передвижения  в условиях чрезвычайной ситуации  и др. не являются мерами принуждения,  несмотря на невыгодность наступающих  для гражданина последствий. Далеко  не всякое невыгодное последствие,  даже если оно предусмотрено  юридическим актом и возникает  в результате сознательных действий  лица, — принудительная мера. Одна  и та же мера в одних случаях  может быть принудительной, а  в других — нет (увольнение, приостановление работы и др.) в зависимости от того, было  ли неправомерное деяние основанием  ее применения.

2. Правовое принуждение  применяется только к конкретным  субъектам права, которые нарушили  юридические нормы. Оно персонифицировано,  это внешнее воздействие на субъекта в целях заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.

3. Правовое принуждение  осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. «Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права».

4. Принуждение применяется  на основе права. Юридические  нормы регулируют, какие меры, при  каких условиях, в каком порядке,  кем могут применяться.

Законодательством определяются основания для применения органами власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при  наличии которых применяются  принудительные средства. В нормативном  порядке устанавливается, какие  принудительные меры и в каком  размере могут применяться при  наличии законных оснований. Большое  значение имеет четкая регламентация  процесса применения принудительных средств, определение круга субъектов  принуждения и их компетенции. Процедура  осуществления принудительного  воздействия устанавливается правом и создает необходимые гарантии для охраны прав и интересов граждан  и организаций.

Всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволенное  правовой нормой негативное изменение  статуса личности, организации. Только в правовых рамках уполномоченные государством органы и должностные лица могут  ограничивать права и свободы  субъектов права.

5. Существует государственная  монополия на нормативное регулирование  правового принуждения. Только  государство вправе издавать  юридические нормы, устанавливающие,  в связи с чем, кто, какие  меры принуждения, в каком порядке  может применять. Только государство,  обладающее специальным аппаратом  принуждения, вправе применять  принудительные меры к гражданам  и к коллективным субъектам.

Правовыми нормами государство  предоставляет негосударственным  организациям и гражданам право  на самозащиту, а кроме того, муниципальным  и частным организациям — право  применять меры дисциплинарного  принуждения; муниципальным и некоторым  общественным организациям (народным дружинам, общественным инспекциям и  др.) делегирует право применять  некоторые меры административного  принуждения.

Негосударственные организации, граждане могут осуществлять принуждение  в отношении граждан только по поручению государства, в установленных  законами случаях и, как правило, под государственным контролем.

Таким образом, правовое принуждение  как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными  государством органами и лицами только к конкретным субъектам права  в связи с их неправомерными действиями.

Поскольку меры правового  принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в  зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать  государственное, муниципальное и  общественно-правовое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.

Основная задача принудительной деятельности — защита правопорядка. По способу его охраны следует  различать три вида принуждения: пресечение, восстановление, наказание (взыскание).

Юридическая наука выделяет два типа неправомерных деяний: правонарушения (виновные неправомерные деяния) и  объективно-противоправные (невиновные противоправные деяния). Соответственно есть принуждение в связи с  правонарушениями и в связи с  объективно-противоправными действиями, а также за нарушения, которые  могут быть невиновными и виновными, но признак вины в этих случаях  не всегда имеет юридическое значение. Иными словами, следует различать  принуждение в связи как с  неправоправными, объективно-противоправными действиями, так и правонарушениями.

В зависимости от того, какой  отраслью права установлены принудительные меры, принято различать принуждение  по конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Понятие и особенности административно-правового  принуждения

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного  воздействия, применяемых публичной  администрацией для обеспечения  правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения  охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, peaлизацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти.

Следует различать меры административно-правового  принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного  права. Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые, общественно-правовые меры принуждения.

Установлена дисциплинарная и материальная ответственность  военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными  организациями, властные полномочия которых  регулируются нормами административного  права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять  к виновным административные наказания, а также меру воспитательного  характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью  регулируется нормами административного  права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать  дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному  праву.

Ответственность — разновидность принуждения, а  меры ответственности — особый вид  мер принуждения. Так, составной  частью административного принуждения  является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному  праву — часть принуждения  по административному праву.

Органы  публичной исполнительной власти участвуют  в осуществлении разных видов  принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и административного  воздействия. Органы милиции, службы безопасности, налоговой полиции возбуждают уголовные  дела, ведут предварительное расследование  и применяют меры уголовно-процессуального  принуждения. Одна из важнейших задач  системы ГУИН Минюста России —  исполнение уголовных наказаний, т. е. фактическое осуществление уголовного принуждения.

В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении, но корректнее было бы говорить об административно-правовом. История  СССР, России и других стран дает основания для выводов о том, что административное принуждение  намного шире административно-правового, что нередко оно связано с  произволом, насилием. Для административного  принуждения правовая форма еще  не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и  административно-правового принуждения.

Административно-правовое принуждение — один из видов правового  принуждения. Поэтому ему присущи  все признаки последнего (это правоприменительная  деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в  рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых  и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Меры административно-правового  принуждения применяются в связи  с антиобщественными деяниями (как  правило, административными правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые  административно-принудительными средствами.

2. Административно-правовое принуждение  осуществляется в рамках внеслужебного  подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами  этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной  функциональной власти и является  одним из способов реализации  функциональной власти.

3. Множественность и разнообразие  субъектов, осуществляющих административную  юрисдикцию, — еще одна важная  его особенность. Осуществлять  меры административного воздействия  вправе десятки видов органов  (государственных, муниципальных,  общественных).

4. Административному воздействию  подвергаются не только отдельные  физические лица, но и организации,  коллективные субъекты.

5. Административно-правовое принуждение  всесторонне регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды  мер принуждения, основания и  порядок их применения.

Административно-правовое принуждение — это особый вид  правового принуждения, состоящий  в применении субъектами публичной  функциональной власти установленных  нормами административного права  принудительных мер в связи с  неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его  профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Во  многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в  сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые  впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают  большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе  профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о  том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений  и др.), непринятие мер административно-правового  принуждения к виновным увеличивают  вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Информация о работе Правовое принуждение