Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель настоящей работы состоит в определении особенностей конституционного статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
-анализ правового положения иностранных граждан в РФ;
-изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.
-рассмотрение правовых режимов, применяемых к иностранцам в РФ
-обзор видов ответственности иностранных граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1 «Иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»: понятие, виды правовых статусов…………………………………………………………………4
Глава 2 Правовые режимы, применяемые к иностранным гражданам…......15
Глава 3 Права и обязанности иностранцев…………………………………….18
Глава 4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
Список литературы……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

1) родившемуся на территории  РСФСР и состоявшему в прошлом  в гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным  и имеющему дееспособных сына  или дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы  одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской  Федерации;

4) состоящему в браке  с гражданином Российской Федерации,  имеющим место жительства в  Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции  в Российской Федерации в размере,  установленном Правительством Российской  Федерации;

6) поступившему на военную  службу, на срок его военной  службы;

7) в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6  Федерального закона, разрешение на временное  проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон  предусматривает в статье 7 основания  отказа в выдаче либо аннулирования  разрешения на временное проживание.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное  проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное  изменение основ конституционного  строя Российской Федерации, иными  действиями создает угрозу безопасности  Российской Федерации или граждан  Российской Федерации;

2) финансирует, планирует  террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении  таких актов или совершает  их, а равно иными действиями  поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет,  предшествовавших дню подачи  заявления о выдаче разрешения  на временное проживание, подвергался  административному выдворению за  пределы Российской Федерации  либо депортации;

4) представил поддельные  или подложные документы либо  сообщил о себе заведомо ложные  сведения;

5) осужден вступившим  в законную силу приговором  суда за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления  либо преступления, рецидив которого  признан опасным;

6) имеет непогашенную  или неснятую судимость за  совершение тяжкого или особо  тяжкого преступления на территории  Российской Федерации либо за  ее пределами, признаваемого таковым  в соответствии с федеральным  законом;

7) неоднократно (два и  более раза) в течение одного  года привлекался к административной  ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  в части обеспечения режима  пребывания (проживания) иностранных  граждан в Российской Федерации;

8) не может представить  доказательств возможности содержать  себя и членов своей семьи  в Российской Федерации в пределах  прожиточного минимума, не прибегая  к помощи государства, за исключением  случая, если иностранный гражданин  признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех  лет со дня въезда не имеет  в Российской Федерации жилого  помещения на основаниях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской  Федерации в иностранное государство  для постоянного проживания;

11) находится за пределами  Российской Федерации более шести  месяцев;

12) заключил брак с гражданином  Российской Федерации, послуживший  основанием для получения разрешения  на временное проживание, и этот  брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией,  либо не имеет сертификата  об отсутствии у него заболевания,  вызываемого вирусом иммунодефицита  человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает  одним из инфекционных заболеваний,  которые представляют опасность  для окружающих.

Перечень таких заболеваний  и порядок подтверждения их наличия  или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постоянно проживающий в  Российской Федерации иностранный  гражданин – лицо, получившее вид  на жительство. Под понятием вид  на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без  гражданства в подтверждение  их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также  их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд  в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство может  быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение  срока действия разрешения на временное  проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный  гражданин проживал в РФ не менее  одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился  с заявлением в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений  срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно  проживающий в РФ иностранный  гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» устанавливаются  основания отказа в выдаче либо аннулирования  вида на жительство.

Принадлежность к той  или  иной  категории  имеет  важное  практическое значение, поскольку  объем прав и обязанностей иностранных  граждан зависит от того,  к  какой  категории  они  относятся.   Правовой   статус   постоянно  проживающих (домицилированных)  иностранцев  шире,  чем  иностранцев,  лишь временно находящихся на  территории  Российской  Федерации.  Это  касается, например, таких важных вопросов,  как  трудовая  деятельность, пользование  медицинской помощью, предоставление социального обеспечения.

В связи с привлечением к трудовой деятельности иностранных  граждан в целях реализации проекта  «Сколково»5, а также в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6, существуют  некоторые особые положения для категории иностранцев, привлекаемых к такой работе, например, разрешения на работу иностранным гражданам выдаются без учета квот на их выдачу,  требование к размеру заработной платы  высококвалифицированного специалиста не применяется и другие.

В работах по конституционному и международному праву  уже  предприняты  попытки классификации иностранных  граждан по  самым  различным  основаниям. Анализ разнообразных точек  зрения на  вопрос  о  классификации  иностранных граждан позволяет  сделать определенные выводы. Необходимо помнить, что обстоятельства,  влияющие  на  конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать  в отрыве друг  от друга. В связи  с  этим  представляется  возможным  указать  следующие  группы иностранцев:

 — иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и  привилегиями;

—  иностранные  граждане,  наделенные  определенными  иммунитетами   и

привилегиями;

— иностранные граждане, получившие убежище7.

 К первой группе  относятся постоянно проживающие  и временно пребывающие в Российской  Федерации иностранцы, которые подчинены   юрисдикции  России  в полном  объеме,  наравне  с  ее  собственными  гражданами.  Данная   группа иностранцев является  в Российской Федерации преобладающей,  и  с  ней  чаще всего  сталкиваются в ходе  своей   профессиональной  деятельности  работники органов внутренних  дел. К ним относятся иностранные   граждане,  прибывшие  в   Российскую Федерацию для работы  на  различных  совместных  предприятиях,  иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты  и многие другие.

 К группе иностранных  граждан, обладающих определенными  иммунитетами  и привилегиями,   относятся   сотрудники   дипломатических   и    консульских представительств, члены  правительственных   и  парламентских  делегаций,  работники межправительственных  организаций и некоторые другие  лица.

В зависимости от  характера  и  объема  предоставляемых  привилегий  и иммунитетов обладающие ими  иностранные граждане  могут  быть  разделены  на следующие  подгруппы:

— пользующиеся полным иммунитетом

 — пользующиеся частичным  иммунитетом.

К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся  главы дипломатических  представительств  (в ранге послов, посланников,  поверенных  в  делах),  члены  дипломатического персонала  представительств  (советники,  торговые   представители   и   их заместители, военные  атташе  и  их  помощники,  первые,  вторые  и  третьи секретари,  атташе  и  секретари-архивисты),  а  также  члены  семей   глав дипломатических  представительств и члены семей  дипломатического  персонала представительств, если они  проживают  вместе  с  указанными  лицами  и  не являются российскими гражданами.

Кроме того, к ним относятся  еще и представители иностранных  государств (главы  государств,   правительств   и   т.д.),   члены   парламентских   и  правительственных делегаций, приезжающие  для участия  в  межгосударственных переговорах и конференциях или  с другими официальными поручениями, а  также представители иностранных  государств, следующие для тех  же целей  транзитом через территорию нашей страны, и члены семей  указанных лиц,  сопровождающие их (если они не являются гражданами Российской Федерации).  К  этой  группе примыкают  сотрудники  некоторых  международных  организаций  (ООН,  СБСЕ  и т.п.).

Отдельную группу иностранных  граждан  составляют  лица,  получившие  в Российской Федерации убежище. Причем речь может  идти  только  о  тех  лицах (беженцах), в отношении  которых их государство не приняло  решения о  лишении гражданства  или подданства. Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен  со  статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами  и привилегиями. Между  тем он имеет  и  ряд  существенных  особенностей,  которые  позволяют  выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отличие  от обычных иностранцев,  не  пользуются дипломатической защитой собственного  государства  и не связаны с  ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его  гражданами (подданными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами  и обычаями современного международного права  беженцы не подлежат  выдаче на территории того государства, где они могут  подвергаться  преследованию, поскольку  иначе теряется смысл самого права  убежища.

Беженец — прибывшее или  желающее  прибыть  на  территорию  Российской Федерации лицо, не имеющее  гражданства Российской Федерации,  которое  было вынуждено или имеет  намерение покинуть место своего постоянного  жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении  него насилия  или преследования  в  иных  формах,   либо   реальной опасности подвергнуться насилию или  иному  преследованию  по  признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений8.

В отличие от беженца понятие  вынужденного переселенца  относится,  как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены  или имеют намерение  покинуть  место  своего  постоянного  жительства  на  территории другого государства  либо на  территории  российской  Федерации  по  тем  же основаниям, что и беженец.

Вынужденным  переселенцем  может  быть  признано  также   не   имеющее гражданства  Российской  Федерации  лицо,  покинувшее   место   постоянного жительства на территории Российской Федерации, а  также  гражданин  бывшего СССР, проживавший  на  территории  республики,  входившей  в  состав  CCCР, прибывший  на территорию Российской Федерации  по тем же основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ

 

 

В рамках данного вопроса  особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности  иностранных граждан во многом обусловлены  применением так называемых правовых режимов, установленных в государстве  для иностранцев.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации