Порядок внесения проектов законов в палату представителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение законодательного процесса Национального собрания Республики Беларусь.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и порядок внесения проектов законов в Палату Представителей;
- определить порядок рассмотрения проектов законов в первом и во втором чтении;
- охарактеризовать особенности повторного рассмотрения проекта закона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1 порядок внесения проектов законов в палату представителей…….4
Глава 2 рассмотрение проектов законов в первом и во втором чтении…..10
Глава 3 повторное рассмотрение проекта закона……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы…………….……………32

Файлы: 1 файл

Курсовая - парламент.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….….2

Глава 1 порядок внесения проектов законов в палату представителей…….4

Глава 2 рассмотрение проектов законов в первом и во втором чтении…..10

Глава 3 повторное рассмотрение проекта закона……………………………22

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников и литературы…………….……………32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В традиционном конституционном праве, законодательная деятельность представляет собой реализацию полномочий депутатским корпусом по принятию законов. Это главная часть деятельности Национального собрания Республики Беларусь, занимающая наибольшее место в объеме его полномочий.

Законодательный процесс в Республике Беларусь имеет в своей основе идеологию законодательной политики самостоятельного государства с учетом опыта, накопленного в мировой практике. Конституция РБ, создавая правовые гарантии продвижения государства к рынку, свободному предпринимательству и добросовестной конкуренции, в то же время обеспечивает необходимый в обществе социальный баланс, гарантируя права малоимущих слоев населения, стабильность в обществе. Именно поэтому Парламент РБ в своей законодательной деятельности уделяет большое внимание социальной политике государства, мерам регулирования правовых и экономических отношений в обществе, защите прав человека, обеспечению стабильных и гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений.

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение законодательного процесса Национального собрания Республики Беларусь.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть понятие, сущность  и порядок внесения проектов  законов в Палату Представителей;

- определить порядок рассмотрения проектов законов в первом и во втором чтении;

- охарактеризовать особенности повторного рассмотрения проекта закона.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, возникающих в законодательном процессе Национального Собрания.

При выполнении работы использованы диалектический, логический, формально-догматический, системный, комплексный, а также другие специальные методы исследования правовых явлений, взаимодополняющие друг друга и пронизывающие материалы курсовой работы.

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ В ПАЛАТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 

 

Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов: законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь; законов о толковании Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь; законов Республики Беларусь, в том числе об изменениях и (или) дополнениях, отмене, а также о признании утратившими силу законов Республики Беларусь, актов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами.

В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь, об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан и т.д..

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. 

Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и Регламентом Палаты Представителей (Далее - Регламент).

Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции[4, с.124]. 

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Право законодательной инициативы по внесению изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь принадлежит Президенту Республики Беларусь или не менее чем 150 тысячам граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать свою подпись до рассмотрения проекта закона или проекта постановления Палаты представителей во втором чтении в случае, если проект закона или проект постановления Палаты представителей были внесены несколькими субъектами права законодательной инициативы.  

Проект закона вносится субъектом права законодательной инициативы в Палату представителей на белорусском и (или) русском языках с приложением: сопроводительного письма и обоснования необходимости принятия проекта закона, включая финансово-экономическое обоснование;

документа, содержащего информацию о согласовании (визировании) проекта закона.

В обосновании необходимости принятия проекта закона должна быть включена информация о: целях подготовки проекта закона, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование; проведенном анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта закона; всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия закона; перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а также разработке в связи с принятием закона (при их наличии) [10, с.136].

К проекту закона, вносимому в Палату представителей, прилагаются экспертные заключения по редакции проекта закона, в которой он вносится в Палату представителей. При этом, если в проект закона вносились изменения и (или) дополнения, носящие технический характер, его повторное направление для подготовки экспертных заключений не производится.

Сопроводительные документы при внесении в Палату представителей проекта закона представляются субъектом права законодательной инициативы или его уполномоченным представителем.

Проекты законов вносятся в Палату представителей на бумажных носителях и одновременно в виде текстовых файлов на электронных (магнитных) носителях.  

Поступившие в Палату представителей проекты законов и постановлений направляются в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, для подготовки заключения о соответствии проекта закона требованиям, предусмотренным ч.1-3 ст.125 Регламента.

Проект закона, внесенный в Палату представителей с нарушением установленных требований может быть возвращен субъекту права законодательной инициативы.

Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей назначают из числа постоянных комиссий головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.

Головная комиссия по проекту закона направляет проект в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей, самостоятельно определяет других субъектов, привлекаемых к предварительному рассмотрению проекта, и сроки для представления замечаний и предложений по проекту, которые, как правило, должны быть не менее десяти рабочих дней, а по проектам кодексов — не менее двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. 

Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и Регламентом.

Для работы над проектом закона головная комиссия может создать рабочую группу из числа членов постоянной комиссии, других депутатов Палаты представителей, а также представителей государственных органов и иных государственных организаций, общественных объединений, научных организаций. В работе группы вправе принимать участие субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, или его уполномоченный представитель.

В необходимых случаях по решению головной комиссии проект закона направляется на научную экспертизу, по нему могут запрашиваться заключения министерств и других государственных органов, мнения различных организаций[7, с.118].

Замечания и предложения по проекту закона представляются субъектами права законодательной инициативы в головную комиссию в письменной форме с обязательным обоснованием необходимости их внесения, а в случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, — с обязательным финансово-экономическим обоснованием.

Изменения и (или) дополнения носят технический характер, если они выразились в следующем: исправлены грамматические ошибки; переставлены местами отдельные нормы проекта, изменена их структура, если это не меняет смысла норм; проведено иное редактирование текста проекта, направленное на приведение его в соответствие со сложившимися правилами нормотворческой техники; изменена или исключена нумерация статей, глав, разделов, других структурных элементов проекта; изменены оформление, шрифты, иные внешние атрибуты.

Проект закона с внесенными изменениями и (или) дополнениями, по которым достигнуто согласие с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, или с его уполномоченным представителем, должен быть ими завизирован либо должно быть получено их письменное согласие с внесенными в проект закона изменениями и (или) дополнениями.

Проект закона, окончательно подготовленный к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении, направляется Президенту Республики Беларусь.

По завершении работы над проектом закона головная комиссия вносит предложение о рассмотрении на заседании Совета Палаты представителей вопроса о включении проекта закона в повестку дня сессии.

Проект закона, подготовленный для рассмотрения, должен быть завизирован субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, или его уполномоченным представителем (кроме случаев, когда получено его письменное согласие с внесенными изменениями и дополнениями), председателем головной комиссии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, а в их отсутствие — их заместителями, а также руководителем и работником структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившим проект. При несогласии с положениями проекта визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Срок для визирования должен быть не менее трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. При визировании проекта закона одновременно на визирование представляется проект соответствующего постановления[9, с.215].

При соблюдении требований, предусмотренных Регламентом, заключение головной комиссии о нецелесообразности принятия проекта закона не отменяет необходимости обязательного рассмотрения Палатой представителей проекта в авторской редакции, если проект не отозван субъектом права законодательной инициативы.

При несогласии субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, с изменениями и (или) дополнениями, предлагаемыми в проект закона головной комиссией, другими субъектами права законодательной инициативы, проект закона рассматривается в авторской редакции, на что указывается на первой странице проекта закона. В таких случаях визирование производится лишь субъектом права законодательной инициативы.

Вместе с проектом закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон депутатам Палаты представителей должна быть направлена таблица с указанием редакции статьи или иного структурного элемента этого закона и редакции статьи или иного структурного элемента закона с учетом предлагаемых проектом закона изменений и (или) дополнений. Подготовленная головной комиссией таблица подписывается председателем головной комиссии или его заместителем[19, с.13].

Тиражирование проекта закона и материалов к нему, иных документов и направление их депутатам Палаты представителей, другим субъектам права законодательной инициативы осуществляются Секретариатом Палаты представителей по письменному поручению Председателя Палаты представителей или его заместителя. 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ В ПЕРВОМ И ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ 

 

Текст проекта закона, подготовленного к рассмотрению в первом чтении и включенного в повестку дня сессии, материалы к нему, иные документы и заключение головной комиссии по проекту закона направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, а также заинтересованным органам не позднее чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено Регламентом.

При рассмотрении проекта закона в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя и содоклад головной комиссии.

При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура и целесообразность его принятия. По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.

Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом.

Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Решение оформляется постановлением Палаты представителей.

В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных проектов закона другие проекты закона считаются отклоненными[17, с.48].

Информация о работе Порядок внесения проектов законов в палату представителей