Порядок принятия и изменения Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Способы принятия Конституции.
Практика выработала разнообразные способы принятия конституций. Суть их в том, чтобы юридически обеспечить отличие конституции от других законов. Поэтому чаще всего конституции принимаются в особом, более сложном по сравнению с законодательным процессом порядке.
Известны следующие способы принятия конституции:
1.Принятие конституции специально созданным учредительным собранием (конвентом), который занимается и разработкой текста конституции (США — 1787 г., Греция — 1975 г.). Предполагалось, что первую российскую конституцию после свержения монархии в 1917 г. разработает и примет Учредительное собрание, но в начале 1918 г. его деятельность была насильственно прекращена.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

                                                                     

 

Задание №  7. Конституционное  право

Порядок принятия и изменения  Конституции РФ.

 

  1. Способы принятия Конституции.

      Практика выработала разнообразные способы принятия конституций. Суть их в том, чтобы юридически обеспечить отличие конституции от других законов. Поэтому чаще всего конституции принимаются в особом, более сложном по сравнению с законодательным процессом порядке.

Известны  следующие способы принятия конституции:

1.Принятие  конституции специально созданным  учредительным собранием (конвентом), который занимается и разработкой текста конституции (США — 1787 г., Греция — 1975 г.). Предполагалось, что первую российскую конституцию после свержения монархии в 1917 г. разработает и примет Учредительное собрание, но в начале 1918 г. его деятельность была насильственно прекращена.

2.Референдум (всенародное голосование) применялся  при принятии конституций Франции (1946 г. и 1958 г.), Чили (1980 г.)-

3.Возможно  сочетание первого с модификациями  и второго способов принятия. Сначала учредительное собрание или парламент страны разрабатывает текст конституции, а затем он принимается окончательно путем референдума (Италия — 1947 г., Португалия — 1976 г., Испания — 1978 г.).

4.В федеративных  государствах нередко для принятия  конституции требуется одобрение определенного числа субъектов федерации (США, ФРГ — Основной закон 1949 г.).

Исторически известен и такой способ принятия конституции, как октроирование, т.е. «дарение» конституции со стороны монарха (Япония — 1989 г.) либо метрополии.

Ряд конституций  приняты парламентами государств. При этом, как правило, требуется квалифицированное большинство голосов (СССР, РСФСР). Учредительное собрание Греции, приняв конституцию в 1975 г., преобразовалось в парламент.

В России все  конституции до 1993 г. принимались законодательными органами, т.е. Съездами Советов или Верховными Советами соответственно СССР и РСФСР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок принятия Конституции  РФ 1993 г.

 

Конституция 1993 г. принималась всенародным голосованием, которое даже в специальной литературе отождествляют с референдумом, что противоречит законодательству. Всенародное голосование 12 декабря 1993 г. по проекту Конституции РФ не было референдумом по следующим причинам:

во-первых, оно  проводилось в соответствии с  «Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.», которое утверждено Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г.;

во-вторых, в  самом Указе и Положении понятие  «референдум сознательно не употреблялось, так как референдум должен был проводиться в соответствии с Законом о референдуме РСФСР от 16 октября 1990 г., который юридически действовал в 1993 г. и утратил силу в связи со вступлением в действие Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации».

Конструкция подобного всенародного голосования  была закреплена с одной единственной целью: обеспечить принятие конституции  независимо от воли большинства избирательного корпуса страны.

По официальным  данным во всенародном голосовании  участвовало почти 58 млн  188 тыс. избирателей. Если учесть, что избирательный корпус составлял 106 млн 171 тыс, человек, а за принятие Конституции высказалось около 33 млн человек, то число проголосовавших за Конституцию составило немногим более 31% от избирательного корпуса страны. При подсчете в соответствии с Положением процент голосов, поданных за принятие Конституции, определялся от числа действительных бюллетеней, что составило 58,46% и позволило признать Конституцию принятой.

В теории конституционного права референдумы СССР и России всегда отождествлялись со всенародным голосованием. Такой подход получил закрепление во всех четырех законах о референдуме, начиная с Закона СССР о референдуме СССР от 27 декабря 1990 г. и заканчивая Федеральным конституционным законом РФ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации».

Нынешняя  Конституция РФ предусматривает сложный порядок принятия новой Конституции РФ, который включает в себя следующие стадии:

]. Поддержка предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Инициатива внесения таких предложений согласно ст. 134 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также группе численностью не менее одной пятой членов Сове-га Федерации или депутатов Государственной Думы. Предложения считаются поддержанными, если за них выскажутся не менее трех пятых общего числа членов Совета Федерации (первоначально не менее 108 членов названной палаты с последующим уменьшением этой цифры по мере сокращения числа членов палаты) и не менее трех пятых общего числа депутатов Государственной Думы (не менее 270).

2. Созыв Конституционного Собрания в соответствии с Федеральным конституционным законом. В настоящее время такой закон не принят. Имеются различные проекты. Основные разногласия связаны с разным пониманием степени связи между составом Федерального Собрания и составом Конституционного Собрания. Радикальные варианты: полное тождество этих составов либо наоборот отрицание всякой связи вплоть до новых выборов в состав Конституционного Собрания. В первом случае все депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации автоматически превращаются в членов Конституционного Собрания. Достоинство этой схемы в том, что не надо проводить массовых кампаний по формированию Конституционного Собрания, а недостаток — в расширении полномочий Федерального Собрания за счет наделения его не предусмотренными Конституцией РФ учредительными функциями. Если бы Конституционное Собрание не имело права принимать новую Конституцию, то такой способ его формирования был бы обоснованным.

В свою очередь  прямые выборы полного состава Конституционного Собрания связаны с решением многих проблем, так как не могут быть копией ни парламентских, ни президентских выборов. Кроме того, будучи избранным народом, Конституционное Собрание объективно повлечет за собой огромные изменения в распределении властных полномочий среди государственных органов, что отрицательно скажется на всей государственности. Поэтому оба варианта формирования Конституционного Собрания в чистом виде представляются несовершенными, Надо искать середину, суть которой в том, что часть мест в Конституционном Собрании замещается депутатами Государственной Думы, а другая часть — представителями иных образований (субъектов РФ, судов и др.).

3. Принятие новой Конституции двумя третями голосов общего числа членов Конституционного Собрания или вынесение ее на всенародное голосование (референдум РФ). Во втором случае Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирательного корпуса страны. Таким образом. Конституционное Собрание либо само принимает новую Конституцию, проект которой оно разрабатывает, либо принимает решение о вынесении проекта новой Конституции на референдум, который обязан назначить Президент РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

           3.Порядок принятия конституционных поправок и изменений

 

      Советские конституции не использовали понятие «конституционные поправки». Теоретически под конституционными поправками, известными прежде всего в США, в советском конституционном праве понимались изменения и дополнения Конституции. Так, ст. 185 Конституции РСФСР 1978 г. говорит об изменениях и дополнениях последней. Конституция РФ 1993 г. от такого подхода отказалась, проведя различия в понятиях «конституционная поправка» и «изменение конституции». Поправки принимаются только к главам 3-8, а изменения — только в ст. 65 Конституции РФ. Понятие поправки, порядок и условия их принятия и вступления в силу урегулированы ст. 108, 134 и 136 Конституции РФ и принятым в соответствии с ними федеральным законом. Под поправкой к Конституции РФ понижается любое изменение текста глав 3—8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных норм Конституции РФ.

Установлен  следующий порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции:

1. Внесение предложения о поправке в Государственную Думу.

Субъекты  права инициативы такого предложения  определены ст. 134 Конституции РФ (Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ). Круг этих субъектов и указанных ранее субъектов права внесения предложений о пересмотре положений Конституции РФ совпадают. Предложение должно быть внесено в виде проекта Федерального закона о поправке, наименование которого отражает суть данной поправки. Вместе с проектом закона о поправке к Конституции представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, перечень законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

  1. Рассмотрение и принятие проекта палатами Федерального Собрания. Рассмотрение проекта закона Государственной Думой предусмотрено в трех чтениях с одобрением его не менее чем двумя третями от общего числа депутатов, т.е. не менее 300 депутатами. Обязательно рассмотрение проекта Закона Советом Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.
  2. Опубликование Председателем Совета Федерации уведомления, включающего текст Закона с указанием дат его одобрения 
    палатами Федерального Собрания.
  3. Одобрение Закона законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ. Порядок рассмотрения Закона определяет парламент субъекта федерации, но он обязан рассмотреть Закон в срок не позднее года со дня его принятия. Предложение о том, что пропуск годичного срока рассмотрения означает одобрение Закона о поправке к Конституции РФ, не получило поддержки законодателей. Поэтому юридически существует возможность блокирования поправок Конституции РФ путем их нерассмотрения или рассмотрения в течение нескольких лет, так как законодательный орган субъекта РФ не несет ответственности за нарушение годичного срока рассмотрения Закона о поправке.

5. Подписание Закона Президентом РФ, его официальное опубликование и вступление в силу со дня официального опубликования, если иная дата не установлена самим Законом.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ могут быть двоякого рода:

 а) изменения, определяющие  состав Российской Федерации.  Речь идет о перечне субъектов  РФ, который содержится в названной  статье Конституции РФ. Возможны  такие варианты: увеличение или уменьшение числа субъектов РФ; изменение конституционно-правового статуса субъекта, т.е. преобразование республики в область (край) или наоборот; объединение нескольких субъектов в один или деление субъекта.

С точки зрения Конституции  РФ рассматриваемые изменения ст. 65 возможны только на основании федерального конституционного закона. 17декабря 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия и Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В настоящее время изменения идут только по пути уменьшения числа субъектов РФ за счет их укрупнения;

б) изменения наименования субъекта, которые не затрагивают его статуса. С одной стороны, вопрос о наименовании субъекта — предмет ведения его самого. С другой стороны, в ст. 65 воспроизводятся официальные наименования всех субъектов РФ. Конституционный Суд РФ 28 ноября 1995 г. постановил, что новое наименование субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конституции в соответствие с решением самого субъекта. При этом, по мнению Конституционного Суда, возможно урегулирование этого вопроса и Федеральным законом, которого, однако, нет.

Таким образом, нормы Конституции РФ с точки зрения возможности их обновления делятся на три группы:

1)  те, которые не могут подвергаться никаким поправкам и изменениям (главы 1, 2 и 9);

2)  те, которые могут  обновляться путем принятия поправки (главы 3-8);

3)  те, которые могут изменяться (ст. 65).

 

4. Проблема  «вечных» положений Конституции  РФ 1993 г.

Первую группу норм в  теории конституционного права ряда стран принято называть «вечными положениями» Конституции. Юридический смысл конструкции «вечных положений» в том, чтобы создать дополнительные гарантии стабильности тех ценностей и институтов, которые абсолютно неприкосновенны, ни при каких условиях не могут быть исключены, новеллизированны или изменены каким-либо другим образом до тех пор, пока действует данная Конституция. Например, Основной закон ФРГ 1944 г. к числу таких положений отнес федеративное государственное устройство, принципы участия земель в законодательстве, прямое действие основных прав и некоторые другие (ч. 3 ст. 79 Основного закона ФРГ).

Конституции большинства  стран не знают «вечных положений». Их не было и в советских конституциях.

Конституция РФ 1993 г. объявила неприкосновенными главы I, 2 и 9. Речь идет об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, а также о порядке принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции. Названные три главы содержат 68 из 137 статей Конституции, т.е. половину конституционных норм. Согласно Конституции в этих нормах нельзя менять ни одного слова до тех пор, пока действует сама Конституция. Смысл такой акции по Замыслу создателей Конституции в том, чтобы обеспечить стабильность строя, прав и свобод.

Целый рад  «вечных» ценностей, через полтора  десятка лет после принятия Конституции уже не кажутся таковыми. Это касается, например, равноправия субъектов РФ (ст. 5), исключения органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12), запрета смертной казни (ст. 22), статуса Президента РФ как носителя государственной власти (ст. 11), признания двойного гражданства (ст. 62).

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание №1.

Правосубъектность граждан (физических лиц)

 

Тринадцатилетний Никита К. получил в подарок от деда к Новому году велосипед. Поскольку Никите срочно понадобились лыжи, он продал велосипед своему приятелю Максиму В., 15 лет, а на вырученные деньги купил лыжи. Отец Никиты, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Но Максим взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что Никита продал велосипед, принадлежавший не отцу, а самому Никите, что каждый вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом и поэтому претензии отца Никиты оснований не имеют.

Информация о работе Порядок принятия и изменения Конституции РФ