Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Политические права и свободы совместно с личными правами получили правовое закрепление достаточно давно, в период буржуазных революций.Основное предназначение этих прав-дать возможность человеку активно проявлять себя в общественно-политической жизни государства. Человек должен иметь право влиять на власть, учавствовать в управлении государственными делами, выражать свое мнение по отдельным вопросам общественной и политической жизни. Особенностью этих прав является наделение ими, по общему правилу, граждан государства. Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами?

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Политические права и свободы совместно с личными правами получили правовое закрепление достаточно давно, в период буржуазных революций.Основное предназначение этих прав-дать возможность человеку активно проявлять себя в общественно-политической жизни государства. Человек должен иметь право влиять на власть, учавствовать в управлении государственными делами, выражать свое мнение по отдельным вопросам общественной и политической жизни. Особенностью этих прав является наделение ими, по общему правилу, граждан государства. Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами?

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Политические права и свободы относятся именно к конституционным правам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

 Некоторые  политические права могут предоставляться  и иностранным гражданам( в соответствии  с международным договором Российской  Федерации могут предоставляться  избирательные права на выборах  в органы местного самоуправления  и участие в местном референдуме  для постоянно проживающих иностранных  граждан и др.).

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что эти права чрезвычайно важны для демократического развития общества и государства.Они позволяют обществу и человеку бороться за свои права, контролировать органы государственной власти, предотвращать злоупотребление должностным положением должностными лицами, выражать интересы гражданского общества. Большинство прав этой группы имеет индивидуально-коллективный характер, некоторые предполагают только коллективную форму реализации. Последнее относится к таким правам и свободам, как свобода массовой информации, право на объединение, право на собрание.

Цель данной курсовой работы раскрыть политические права и свободы граждан.

В связи с тем, что тема очень объемная и рамки курсовой работы не позволяют дать характеристику всех основных политических прав и свобод российских граждан, будут рассмотрены право на свободу мысли и слова, право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства.

   

 

 

 

 

1. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: понятие и правовая основа

1.1 Понятие политических прав и свобод граждан России и их место в системе конституционных прав и свобод

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.1

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий,представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения возраста 18 лет устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

1.2. Правовая основа политических прав и свобод

Основы политических прав и свобод имеют прямую связь с суверенитетом народа. Они дают гражданам право на участие в политической жизни страны, управлении делами государства, осуществлении государственной власти, а так же позволяют оказывать влияние на властные структуры.

Духовная свобода, свобода мнений, в том числе и в области политики, проявляются в конституционных свободе мысли и слова, праве на информацию. Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной власти в эту сферу, призваны предотвращать политический и идеологический контроль над духовной жизнью человека, его политическими взглядами, мнениями, высказываниями. Вместе с тем они позволяют человеку приобретать политические убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственной жизни. Средства массовой информации - сильное средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое сознание.

Конституция РФ, закрепляет фундаментальную общечеловеческую ценность – свободу мысли и слова, вместе с этим Конституция дает гарантию того, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, а так же отказу от них (ч. 3 ст. 29). В то же время не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29) названному праву тесно примыкает право на информацию - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Конституция гарантирует свободу массовой информации, провозглашает запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).

Важнейшей, наиболее массовой и действенной формой осуществления указанных выше прав являются средства массовой информации - периодические печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию. Организация средств массовой информации, распространение, их отношения с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста регулируются специальным Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральными законами в редакции от 09.02.2009 г. данный закон гарантирует реализацию соответствующих прав и свобод

Однако законодательством не допускается чрезмерное злоупотребление свободой массовой информации. Так не допускается использование средств массовой информации для совершения противоправных деяний, для разглашения сведений, которые могут содержать государственную или же иную тайну, специально охраняемую законом. Так же не допустимо использование средств массовой информации с целью призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, а так же с целью пропаганды войны.

Учреждение средств массовой информации разрешается любым дееспособным гражданам, которые достигли 18-летнего возраста (исключение составляют лица отбывающие наказания в местах лишения свободы). Учредителями средств массовой информации так же могут быть объединения граждан, организации, учреждения, предприятия и государственные органы.

Исходя из общего правила, средство массовой информации подлежит обязательной регистрации. Однако есть и исключения из правила, например касающиеся изданий, имеющих небольшой тираж. Не требуется регистрации, в частности, периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Закон предусматривает возможность и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации. Это может сделать только учредитель или суд при наличии обозначенных в законе оснований.

Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции). Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).

Осуществление права собираться мирно, без оружия, проведения митингов и демонстраций, уличных шествий и пикетирований не должно нарушить права и свободы других лиц. Запрещено использование данного права в целях насильственного изменения конституционного строя, для пропаганды насилия и войны, а так же для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти. При проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, охрану общественного порядка осуществляют органы внутренних дел, которые должны предупреждать и пресекать любые противоправные действия, а в случае необходимости привлечь виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Свобода слова, массовой информации, право на объединение, право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование иногда рассматриваются в числе гражданских, а не политических прав и свобод.

Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции).Участие граждан в управлении делами государства и общества может быть реализовано посредством выборов, референдумов, собраний, а так же через местное самоуправление и т.п.

Конституция РФ закрепляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства; избирательные права граждан, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия. Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан - право избирать и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют права избираться и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Эти структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Специальный нормативный акт довольно подробно регламентирует порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Как правило, заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.

Политические права, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. Основной целью предоставления политических прав гражданам является вовлечение их в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделения политических прав и свобод служит участие в управлении делами государства, взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваются ст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Понятие, признаки и состав административного правонарушения