Понятие конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию

Файлы: 1 файл

Ponyatie_konstitutsionnogo_prava.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие конституционного права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

Значение конституционного права: эта отрасль права имеет ведущий характер в системе права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой.

Предмет конституционного права

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные устои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким образом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же гражданское общество в главном остается свободным от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Конституционное право составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  1. императивного;
  2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например,  ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут, как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

 

 

2. Основы конституционного права.

 

Конституционный строй - это система регулируемых Конституцией экономических, политических, социальных, правовых и нравственных отношений, обеспечивающая подчинение государства и любого лица справедливым, цивилизованным предписаниям. Основная задача Конституции заключается в укреплении основополагающих принципов государства, его отношений с личностью и гражданским обществом. В тексте Конституции эти принципы именуются Основами конституционного строя и составляют главный институт конституционного права. Основам конституционного строя посвящена глава 1 Конституции, закрепляющая демократизм, народный суверенитет, разделение властей, республиканскую форму правления, местное самоуправление, правовое государство, федерализм, а также приоритетный характер прав и свобод граждан, социальное и светское государство.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический  характер государства означает:

единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами - посредством свободных выборов и референдума.

 

Федерализм в нашей стране находится в стадии становления - не в полной мере сложилась его концепция, много проблемных вопросов ставит практика. Обусловлено это тем, что у России нет опыта подлинно федеративных отношений — все предыдущие годы российское государство де-юре (до 1918 г.) или же де-факто (в советский период) было унитарным (несмотря на то, что все предыдущие российские конституции также закрепляли федеративное устройство страны).

Закрепление республиканской формы правления означает:

 

-государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов);

-глава государства получает  власть от народа, избирателей, а  не по наследству;

-переход к другой - монархической форме правления возможен только принятием новой конституции страны;

-посягательство на республиканскую  форму правления является антиконституционным  и преследуется по закону;

-монархическая форма правления  не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

 

 Основным законом в России  закреплена полупрезидентская (смешанная) республика - преобладающая форма  правления в современном мире.

Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником свобод и интересов не какой-то одной или нескольких отдельных групп, а всех граждан, всего общества.

Ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Светское государство – такое государство, которое вообще безразлично по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ (гл.1) содержит базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

Государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ):

-единство экономического пространства;

-свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

-свободу экономической деятельности  и государственную поддержку  конкуренции;

многообразие и равенство форм собственности.

 

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо и в сферу идеологии и политики. Ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. В России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных объединений. Их цели или действия не должны быть направлены на:

-насильственное изменение основ  конституционного строя;

-нарушение целостности Российской  Федерации;

-подрыв безопасности государства;

-создание вооруженных формирований;

-разжигание социальной, расовой, национальной  и религиозной розни.

 

3. Права и свободы человека РФ.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

-признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

-осуществление прав и  свобод человеком без нарушения  прав и свобод других лиц  — равенство всех перед судом  и законом;

-равенство мужчины и  женщины;

-приоритет общепризнанных  международных норм перед законами России;

-строго определенные условия, допускающие ограничение нрав  законом;

-запрещение использования  прав и свобод для насильственного  изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация — тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса. 

Информация о работе Понятие конституционного права