Государственные налоговые
инспекции и федеральные органы
налоговой полиции имеют право
требовать от руководителей и
других должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций независимо
от форм собственности, физических лиц
устранения нарушений законодательства
о налогах и других обязательных
платежах в бюджет и контролировать
выполнение этих требований.
Заключение
Правовое исследование о
применении мер административного
пресечения уполномоченными органами
позволяет сделать следующие
основные выводы. В силу того, что
административно-правовое принуждение
представляет собой предмет постоянной
правовой дискуссии, основанной на многообразии
трактовок, следует прийти к выводу
о необходимости различать административно-правовое
принуждение как способ защиты правопорядка
– с одной стороны, и меры административного
принуждения –с другой, так как эти два
понятия соотносятся как содержание и
форма. Внешнее проявление административного
принуждения и есть та или иная административно-принудительная
мера, одной из которых и является административно-правовое
пресечение. Посредством правового регулирования
отдельных мер принуждения происходит
регламентация оснований, порядка и содержания
правового воздействия.
Проанализировав нормативные
акты, содержащие меры административного
пресечения и сопоставив различные
точки зрения по поводу особенностей,
присущих мерам административного
пресечения, на мой взгляд, под последними
следует понимать регулируемые нормами
административного права юридические
средства и способы принудительного
воздействия, имеющие целью незамедлительное
прекращение реально и открыто
существующей противоправной ситуации
на месте ее обнаружения путем
прямого вмешательства субъекта
административной власти, наделенного
специальными полномочиями, в деятельность
правонарушителя, а также применяемые
в целях создания возможности
для последующего привлечения нарушителя
к юридической ответственности.
Вследствие учёта целей,
характера и объекта воздействия,
можно подразделить данные меры пресечения
на:
- применяемые к нарушителю (например, непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия; задержание и доставление);
- имущественного характера (например, изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца);
- технического характера (например, приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям);
- санитарно-эпидемиологического характера (например, прекращение разработки, постановки на производство, производства и применения (использования) промышленной и иной продукции из-за нарушения санитарных правил);
- финансово-кредитного характера (например, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предпринимателями, учреждениями и организациями путем нарушения финансовой дисциплины).
Контроль над соблюдением
законности при применении мер административного
пресечения уполномоченными органами
осуществляют общие, арбитражные и Конституционный
Суд Российской Федерации, прокуратура.
Конституционный Суд Российской
Федерации полномочен, проверить конституционность
закона и иных актов, в силу которого применена
или должна быть применена мера административного
пресечения, обжалованная в установленном
законом порядке. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают свою силу, а решения судов
или иных органов, основанные на актах,
признанных неконституционными, не подлежат
исполнению и должны быть пересмотрены
в установленных федеральным законом
случаях.
Значительную роль по обеспечению
законности в деятельности органов,
применяющих меры пресечения, играют
суды общей юрисдикции. В соответствии
с гражданско-процессуальным законодательством
в ходе производства по делам, возникающих
из административных правовых отношений
среди общего объема дел, предназначенных
для рассмотрения, рассматриваются,
в том числе и дела по жалобам на действия
государственных органов, общественных
организаций и должностных лиц, нарушающих
права и свободы граждан.
Судебный контроль за действиями
органов, управомоченных применять
меры административного пресечения,
осуществляют и арбитражные суды,
содержание деятельности, которых состоит
в проверке ими при разрешении
экономических споров, вытекающих из
административных правоотношений, соответствие
правоприменительных актов и
действий органов исполнительной власти
и их должностных лиц требованиям
законности и принятие мер по устранению
обнаруженных нарушений действующего
законодательства.
Единственным ведомством
в системе государственной власти,
осуществляющим надзор за исполнением
все действующих в Российской
Федерации законов от имени государства,
является прокуратура. Прокурорский надзор
распространяется на все отношения,
урегулированные правом, являясь
в этом смысле универсальным. Это
объясняется и тем, что в связи
с недостаточным законодательным
урегулированием вопросов о применении
тех или иных видов административного
пресечения, а также порядка их обжалования,
прокуратура, выступая как средство обеспечения
законности в действиях органов, управомоченных
применять меры административного пресечения,
рассматривает большинство жалоб на неправомерное
применение мер административного пресечения,
которые могли бы быть рассмотрены и в
судебном порядке.
Литература
- Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. М. , 1965. С. 137.
- Игитов В. И. Административно-правовые и общественные меры воздействия в области охраны советского общественного порядка: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М. , 1964. С. 7.
- Додин Е. В. Основания административной ответственности. Уч. зап. ВНИИСЗ, 1964. вып. 1 (18). С. 72.
- Бахрах Д. Н. Административная ответственность. Пермь, 1966. С. 19. ; Административное право России: Учебник для вузов. М. , 2000. С. 447-448.
- Ардашкин В. Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве: Дисс.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1967. С. 94.
- Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М. , 1996. С. 262.
- Попов Л. Л. Эффективность административно-правовых санкций. М. , 1976. С. 36.
- Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления: Учеб. пособие. М. , 1975. С. 38.
- Закон «О полиции» вступила в силу с 1 марта 2011 г.
- Агеенкова Г. Т. Меры административного пресечения: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М. , 1982. С. 8.
- Попов Л. Л. Эффективность административно-правовых санкций. М. , 1976. С. 53.
- Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. Томск, 1995. С. 49. ; Пахаев В. М. , Раменсон А. Л. Применение методов убеждения и принуждения в деятельности ИТУ. М. , 1971. С. 17.
- Розенфельд В. Д. , Старилов Ю. Н. Административное принуждение; Административная ответственность; Административно– юрисдикционный процесс: Учеб. пособие. Воронеж, 1993. С. 17.
- Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учеб. пособие. Свердловск, 1989. С. 19-29.
- Агеенкова Г. Т. Проблемы совершенствования законодательства о мерах административного пресечения // Актуальные проблемы советского административного и финансового права: Сб. науч. тр. М. , 1984. С. 3.
- Попов Л. Л. Убеждение и принуждение в административной деятельности советской милиции. М. , 1983. С. 36-37.
- Кисин В. Р. Меры административно-процессуального принуждения и их применение (по материалам деятельности органов внутренних дел): Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М. , 1983. С. 9. ; Веремеенко В. В. О классификации мер административного принуждения // Вестник Моск. ун-та. Серия XII. Право. №4. С. 75.
- Князьков А. С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 34-35.
- Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М. , 2000. С. 452.
- Кузнецов К. К. О теоретических и практических аспектах мер административно-процессуального обеспечения // Общетеоретические проблемы административно-процессуального обеспечения общественного порядка: Сб. науч. тр. Киев, 1982. С. 127-134; Гижевский В. К. Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел на транспорте (понятие, система, сферы и особенности реализации): Учеб. пособие. Киев, 1986. С. 26.
- Козлов Ю. М. , Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации. М. , 2000. С. 304.
- Коренев А. П. Административное право России: Часть общая. М. , 1996. С. 196.
- Серегин А. В. Основания и порядок применения мер административного воздействия: Лекция. М. , 1974. С. 25. ; Опарин В. Н. Правовое регулирование и применение мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 13.
- Алехин А. П. , Кармолицкий А. А. , Козлов Ю. М. , Административное право России: Учебник для вузов. М. , 1996. С. 266.
- Князьков А. С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 35-36.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года «Вопросы частной детективной и охраной деятельности» // Собрание актов Президента Российской Федерации. №8. 1992.
- Часть 2 статьи 24 Закона РФ «О полиции».
- Севрюгин В. Е. Теоретические проблемы административного проступка: Дисс.... д-ра юрид. наук // Академия МВД РФ. М. , 1994. С. 156.
- Гаген В. А. Учебник административного права. Ростов-на-Дону, 1916. С. 8 // Цитируется по работе А. И. Елистратова“Административное право РСФСР”. Л. , 1925. С. 78.
- Хвастунов А. А. , Колюхов В. Г. Применение оружия как экстремальная ситуация деятельности сотрудников органов внутренних дел. Домодедово, 1994. С. 91-101.
- Кондрашов Б. П, Соловей Ю. П. , Черников В. В. Внимание: оружие! : Учебно-практическое пособие. М. , 1992. С. 76.
- Князьков А. С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 97.
- Новиков В. С. Правовые основы применения огнестрельного оружия военнослужащими внутренних войск: Лекция. М. , 1997. С. 15.
- Князьков А. С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 98.
- Часть 2 статьи 24 Закона РФ «О полиции».
- Боровиков В. Б. , Попов Л. Л. Условия правомерности применения оружия работниками милиции при задержании преступников: Учеб. пособие. М. , 1985. С. 21.
- Справочно-правовая система Гарант.
- КоАП РФ; Венской конвенции о дипломатических сношениях.// Справочно-правовая система Гарант.
- Российская газета. № 88. 12 июля 1994.
- Российская газета. № 170. 29 июля 1992.
- Часть 2 статьи 42 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
- Справочно-правовая система Гарант.
- Морской кодекс РФ // Справочно-правовая система Гарант.
- Статья 27.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
- «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.12.2012).
- Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. М. , 2000. С. 471.
- Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №24.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. №40. Ст. 4602.
- Российская газета. №109. 9 июня 1993.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 5681.
- Российская газета. №23. 4 февраля 1997.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №17. Ст. 1462.
- Справочно-правовая система Гарант.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №29. Ст. 3480.
- Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1993 №1090 «О Правилах дорожного движения» // Справочно-правовая система Гарант.
- Статья 27.12 КоАП РФ.
1
Еропкин М. И. Управление в области охраны
общественного порядка. М. , 1965. С. 137.
2
Додин Е. В. Основания административной
ответственности. Уч. зап. ВНИИСЗ, 1964. вып.
1 (18). С. 72.
3
Бахрах Д. Н. Административная ответственность.
Пермь, 1966. С. 19. ; Административное право
России: Учебник для вузов. М. , 2000. С. 447-448.
4
Ардашкин В. Д. Меры защиты (пресечения)
в советском административном праве: Дисс....
канд. юрид. наук. Свердловск, 1967. С. 94.
5
Бахрах Д. Н. Административное право России:
Учебник для вузов. М. , 1996. С. 262.
6
Попов Л. Л. Эффективность административно-правовых
санкций. М. , 1976. С. 36.
7
Серегин А. В. Советский общественный порядок
и административно-правовые средства
его укрепления: Учеб. пособие. М. , 1975. С.
38.
8
Закон «О полиции» вступила в силу с 1 марта
2011 г.
9
Агеенкова Г. Т. Меры административного
пресечения: Автореф. дисс.... канд. юрид.
наук. М. , 1982. С. 8.
10
Попов Л. Л. Эффективность административно-правовых
санкций. М. , 1976. С. 53.
11
Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному
праву. Общая часть. Томск, 1995. С. 49. ; Пахаев
В. М. , Раменсон А. Л. Применение методов
убеждения и принуждения в деятельности
ИТУ. М. , 1971. С. 17.
12
Розенфельд В. Д. , Старилов Ю. Н. Административное
принуждение; Административная ответственность;
Административно– юрисдикционный процесс:
Учеб. пособие. Воронеж, 1993. С. 17.
13
Бахрах Д. Н. Административная ответственность
граждан в СССР: Учеб. пособие. Свердловск,
1989. С. 19-29.
14Агеенкова
Г. Т. Проблемы совершенствования законодательства
о мерах административного пресечения
// Актуальные проблемы советского административного
и финансового права: Сб. науч. тр. М. , 1984.
С. 3.
15
Попов Л. Л. Убеждение и принуждение в административной
деятельности советской милиции. М. , 1983.
С. 36-37.
16
Кисин В. Р. Меры административно-процессуального
принуждения и их применение (по материалам
деятельности органов внутренних дел):
Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М. , 1983.
С. 9. ; Веремеенко В. В. О классификации
мер административного принуждения //
Вестник Моск. ун-та. Серия XII. Право. №4.
С. 75.
17
Князьков А. С. Применение и использование
огнестрельного оружия сотрудниками милиции
как мера административно-правового пресечения:
Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 34-35.
18
Бахрах Д. Н. Административное право России:
Учебник для вузов. М. , 2000. С. 452.
19
Кузнецов К. К. О теоретических и практических
аспектах мер административно-процессуального
обеспечения // Общетеоретические проблемы
административно-процессуального обеспечения
общественного порядка: Сб. науч. тр. Киев,
1982. С. 127-134; Гижевский В. К. Меры административного
принуждения, применяемые органами внутренних
дел на транспорте (понятие, система, сферы
и особенности реализации): Учеб. пособие.
Киев, 1986. С. 26.
20
Козлов Ю. М. , Попов Л. Л. Административное
право Российской Федерации. М. , 2000. С.
304.
21
Коренев А. П. Административное право России:
Часть общая. М. , 1996. С. 196.
22
Серегин А. В. Основания и порядок применения
мер административного воздействия: Лекция.
М. , 1974. С. 25. ; Опарин В. Н. Правовое регулирование
и применение мер непосредственного принуждения
должностными лицами правоохранительных
органов Российской Федерации: Автореф.
дисс.... канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 13.
23
Алехин А. П. , Кармолицкий А. А. , Козлов
Ю. М. , Административное право России:
Учебник для вузов. М. , 1996. С. 266.
24
Князьков А. С. Применение и использование
огнестрельного оружия сотрудниками милиции
как мера административно-правового пресечения:
Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 35-36.
25
Постановление Правительства Российской
Федерации от 14 августа 1992 года «Вопросы
частной детективной и охраной деятельности»
// Собрание актов Президента Российской
Федерации. №8. 1992.
26
Часть 2 статьи 24 Закона РФ «О полиции».
27
Севрюгин В. Е. Теоретические проблемы
административного проступка: Дисс....
д-ра юрид. наук // Академия МВД РФ. М. , 1994.
С. 156.
28
Гаген В. А. Учебник административного
права. Ростов-на-Дону, 1916. С. 8 // Цитируется
по работе А. И. Елистратова“Административное
право РСФСР”. Л. , 1925. С. 78.
29
Хвастунов А. А. , Колюхов В. Г. Применение
оружия как экстремальная ситуация деятельности
сотрудников органов внутренних дел. Домодедово,
1994. С. 91-101.
30
Кондрашов Б. П, Соловей Ю. П. , Черников
В. В. Внимание: оружие! : Учебно-практическое
пособие. М. , 1992. С. 76.
31
Князьков А. С. Применение и использование
огнестрельного оружия сотрудниками милиции
как мера административно-правового пресечения:
Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 97.
32
Новиков В. С. Правовые основы применения
огнестрельного оружия военнослужащими
внутренних войск: Лекция. М. , 1997. С. 15.
33
Князьков А. С. Применение и использование
огнестрельного оружия сотрудниками милиции
как мера административно-правового пресечения:
Дисс.... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998. С. 98.
34
Часть 2 статьи 24 Закона РФ «О полиции».
35
Боровиков В. Б. , Попов Л. Л. Условия правомерности
применения оружия работниками милиции
при задержании преступников: Учеб. пособие.
М. , 1985. С. 21.
36
Справочно-правовая система Гарант.
37
КоАП РФ; Венской конвенции о дипломатических
сношениях.// Справочно-правовая система
Гарант.
38
Российская газета. № 88. 12 июля 1994.
39
Российская газета. № 170. 29 июля 1992.
40
Часть 2 статьи 42 Федерального закона Российской
Федерации «О прокуратуре Российской
Федерации».
41
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992
№ 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании».