Юридическая (правовая) экспертиза правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

В условиях российской правовой действительности вопрос разработки единой системы требований к подготовке проектов нормативных правовых актов, проведению экспертиз, как на стадии подготовки нормативного правого акта, так и в отношении уже действующего акта (в том числе правовой, антикоррупционной и лингвистической экспертизы), установления критериев правовой корректности нормативных правовых актов, определения процедуры оценки их качества является весьма актуальным.
Объектом исследования контрольной работы является правовая экспертиза нормативных правовых актов.
Цель контрольной работы — определение значения и методики проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов для повышения эффективности законодательства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

1. Понятие и классификация нормативных правовых актов…………………...4
2. Юридическая (правовая) экспертиза проектов правовых актов……………8
3. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта: форма исодержание………………………………………………………..14

Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Зак Субъекта.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

Юридический факультет

 

 

 

 

Контрольная работа

Учебная дисциплина – Законодательство субъекта

Российской  Федерации

 

На тему: «Юридическая (правовая) экспертиза правового акта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5курса

юридического факультета

специальности юриспруденция

ЗФО с использованием ДОТ

Группы ЮДСВ-51

Вовк Марина Николаевна

Проверил (а)

 

 

 

 

КИРОВ

2013

Содержание

 

Введение   …………………………………………………………………………3

 

1. Понятие и классификация нормативных правовых актов…………………...4

2. Юридическая (правовая) экспертиза проектов правовых актов……………8

3. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта: форма исодержание………………………………………………………..14

 

Заключение ………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  в правовой доктрине и практике нормотворчества значительно возрос интерес к проблемам эффективности нормативных правовых актов, междисциплинарного исследования состояния правового регулирования, поиску оптимальных инструментов оценки качества законодательства, преодоления нормотворческих ошибок. Реформирование различных сфер общественных отношений, необходимость обеспечения единства правового пространства государства, с одной стороны, обуславливает особую роль нормотворческих решений, но, с другой стороны, требует их соответствия определенным критериям.

Названные тенденции  свидетельствуют о необходимости  комплексного исследования вопросов оценки законодательства, одним из ключевых аспектов которой является правовая корректность проектируемых и действующих  нормативных правовых актов.

В зарубежных государствах многие десятилетия действуют правила (регламенты) подготовки и принятия нормативных правовых актов, оценки их эффективности. Действующее же законодательство Российской Федерации только предпринимает первые шаги в данном направлении.

В условиях российской правовой действительности вопрос разработки единой системы требований к подготовке проектов нормативных правовых актов, проведению экспертиз, как на стадии подготовки нормативного правого акта, так и в отношении уже действующего акта (в том числе правовой, антикоррупционной и лингвистической экспертизы), установления критериев правовой корректности нормативных правовых актов, определения процедуры оценки их качества является весьма актуальным.

Объектом исследования контрольной работы является правовая экспертиза нормативных правовых актов.

Цель контрольной работы — определение значения и методики проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов для повышения эффективности законодательства.

  1. Понятие и классификация нормативных правовых актов

 

В постановлении Государственной  Думы Федерального Собрания «Об обращении  в Конституционный Суд Российской Федерации» от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД дано определение понятия «нормативный правовой акт».

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Юридическая обработка  нормативных правовых актов представляет собой процесс определения нормативности  правового акта, классификации по отраслям законодательства, приведения нормативных правовых актов в актуальное (контрольное) состояние, регистрации актов, а также проведения юридической экспертизы.

К нормативным правовым актам относятся:

а) акты постоянного действия;

б) акты временного действия со сроком год и более;

в) акты временного действия со сроком менее года, в случае последующего их продления, если имеются акты о продлении их действия.

Не относятся к  нормативным правовым актам:

а) индивидуальные правовые акты:

— персонального характера: о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках; о награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании и т. д.; о закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении социальных гарантий и преимуществ конкретным лицам и т. п. ;

 

— действие которых исчерпывается  однократным применением;

— срок действия которых  истек;

— оперативно-распорядительного  характера (разовые поручения);

б) акты о созыве заседаний  военных советов, служебных совещаний  и т. п.;

в) акты о сооружении памятников, монументов и т. п.;

г) акты о внесении нормативных  правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;

д) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в  том числе акты, все содержание которых сводится к информированию об актах других органов);

е) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций, предприятий, учреждений;

ж) технические акты (тарифно-квалификационные данные, справочники и т. п.), если они не содержат правовых норм;

з) акты рекомендательного  характера;

и) акты хозяйственно-распорядительного  характера:

— о строительстве  и реконструкции конкретных зданий, сооружений и пуске их в эксплуатацию;

— о выделении материалов, машин, оборудования, изделий;

— о выделении и  разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;

— иные акты хозяйственно-распорядительного  характера.

 Классификация нормативных  правовых актов представляет  собой процесс, состоящий в  определении нормативности акта в целом и отдельных его составных частей (статей, пунктов, подпунктов, абзацев), определении тем акта в целом, а также отдельных его частей и отнесении в соответствии с тематическим содержанием акта к разделам, подразделам, пунктам или подпунктам классификатора правовых актов с присвоением данному акту в целом и отдельным его частям соответствующих индексов классификатора.

В основе классификации  нормативных правовых актов следует  использовать предметный классификатор, представляющий собой иерархическую систему юридических понятий, определяющих самостоятельные отрасли законодательства, регулирующих различные сферы деятельности и отражающих весь массив нормативных правовых актов. Таким классификатором является классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 736) и созданный в целях унификации формирования банков данных правовой информации.

По своей структуре классификатор построен по отраслям и областям системы законодательства и содержит разделы. Все разделы делятся на подразделы и пункты, каждый из которых имеет наименование и свое условное обозначение — индекс. Индексы разделов, подразделов и пунктов обозначаются арабскими цифрами.

Нормативный правовой акт  классифицируется (индексируется) сначала  в целом, а затем по отдельным  частям (статьям, пунктам и т. д.), если последние требуют дополнительных индексов.

Последовательность проставления индексов, соответствующих темам отдельных структурных единиц нормативных правовых актов (статей, пунктов, параграфов), как правило, соответствует той последовательности, в которой эти структурные единицы расположены в акте.

Если в классифицируемом акте имеется указание о распространении действия ранее изданного нормативного акта или его отдельной структурной единицы, оно, как правило, относится к тем разделам, подразделам и пунктам, к которым были отнесены распространяемый акт или его часть.

Индексы разделов, подразделов  и пунктов на утверждаемых и утверждающих, изменяемых и изменяющих, частично или полностью отменяемых и отменяющих, продлевающих срок действия нормативных актов временного характера и продлеваемых нормативных актах, как правило, должны соответствовать друг другу.

При классификации нормативных  актов проставляются только цифровые индексы разделов, подразделов и  пунктов без проставления их наименований.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

Издание нормативных  правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения  и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Юридическая (правовая) экспертиза проектов правовых актов.

 

По определению Н. В. Ралдугина, под «экспертизой» следует понимать проведение специалистом (группой специалистов или специализированным учреждением) исследования конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и предоставление заключения, содержащего результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы». Исходя из данного определения, можно выделить три основных признака, присущих экспертизе как виду деятельности:

экспертиза - это исследование в  какой-либо сфере окружающей действительности;

экспертиза проводится лицом, обладающим специальными знаниями в соответствующей  области - экспертом;

результат исследования оформляется  в виде заключения.

Юридическая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, мер по обеспечению соответствия приказов, положений, руководств, наставлений, инструкций, уставов и иных правовых актов (далее — акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Некоторые авторы, например Е.М. Казимиров, А.Н. Бралюк, рассматривают  осуществление правовой экспертизы в форме юридического контроля. Однако юридическая (правовая) экспертиза — это всего лишь одна из составных частей юридического контроля.

Понятия «правовая экспертиза»  и «юридическая экспертиза» фактически тождественны и могут рассматриваться  как синонимы.

Юридическая (правовая) экспертиза заключается  в правовой оценке формы акта, его  целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, опубликования на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, а также оценке соответствия акта требованиям юридической техники (в том числе наличие необходимых реквизитов).

Экспертную деятельность, осуществляемую в рамках нормотворчества, можно классифицировать по различным  основаниям. Так, профессор Р. Ф. Васильев выделяет следующие виды экспертиз:

в зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность: государственная, общественная, международная;

по степени сложности:

а) комплексная (если проект затрагивает  несколько сфер правового регулирования);

б) специализированная (если проект касается какой-либо одной области

общественных отношений, подлежащих регулированию).

В зависимости от области знаний, науки, техники или искусства, к  которой относится предмет экспертизы можно выделить биологическую, искусствоведческую, историческую, медико-социальную, научную, правовую, техническую, финансовую, экологическую, экономическую, этнографическую и другие виды экспертиз нормативного правового акта. В юридической литературе в качестве самостоятельной экспертизы выделяют также лингвистическую и антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта.

Информация о работе Юридическая (правовая) экспертиза правового акта