Юридическая характеристика состава административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Понимание административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки Административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного правонарушения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Понятие административного правонарушения
5
ГЛАВА 2. состав административного правонарушения
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

АП-1.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной службы»

 

специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Юридическая характеристика состава административного правонарушения»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка  М.В. Сухих                         _____________________   (подпись)

ИПСУБ, гр. ЗС-061000-32(к)

 

Проверил:

Старший преподаватель

 

С.А. Тверитин                                       _____________________   (подпись)

                                                                                   

 

 

Ижевск   –   2010 г. 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Понятие административного правонарушения 

5

ГЛАВА 2. состав административного правонарушения 

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

14


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Понимание административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки Административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного правонарушения.

 

Объектом изучения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

 

Предметом изучения является юридическая характеристика состава административного правонарушения.

 

Цель настоящей работы заключается в изучении состава административного правонарушения.

 

Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

1. Изучить понятие административного правонарушения.

2. Изучить состав административного правонарушения.

 

Методологией изучения явились общенаучные методы: историко-диалектический, анализ, синтез.

 

Теоретической основой изучения явились труды следующих авторов: Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Агапов А.Б., Тихомиров Ю.А., Смоленский М.Б., Габричидзе Б.Н., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.

 

Источники изучения темы: Конституция Российской Федерации 2010 года и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Структура работы. Контрольная работа состоит из: введения, в котором отражается актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы изучения, теоретическая основа, источники изучения темы и структура работы; трех глав (в первой главе изучается понятие административного правонарушения, во второй главе рассматривается состав административного правонарушения); заключения, в котором сделаны выводы по изученной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Понятие административного правонарушения 

 

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной  ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения  и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.1

В законодательстве понятие административного правонарушения впервые было сформулировано в Основах законодательства Союза СССР и союзных республик от 23 октября 1980 г. С уточнением оно было воспроизведено в КоАП РСФСР. Согласно его ст. 10 административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.2

Понятие административного правонарушения закреплено ч. 1. ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».3

Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния запрещены, потому что они  общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями.  Противоправность – это юридическое признание антиобщественного, вредно для граждан, общества, государства поведения.

Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.4

Признаки административного правонарушения:5

  1. Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое – нет.
  2. Противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права.
  3. Виновность, т.е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2. Кодекса.

  1. Наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных  правонарушений.

Административная ответственность за деяния относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. По общему правилу административные правонарушения являются формальными, состоят в самом факте противоправного поведения. Но имеются и материальные, влекущие, кроме противоправности, реальные неблагоприятные последствия. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д.6

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. состав административного правонарушения

 

Не каждое деяние, даже отражающее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. В конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние – административное правонарушение. Только наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии – единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.7

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

    1. объект;
    2. объективная сторона;
    3. субъект;
    4. субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными.

Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Содержание объективной стороны может включать в себя характер действия или бездействия – неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.8

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность такой его характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. 

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий составной частью объективной стороны правонарушения является такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица и юридические лица.

Принято различать следующие два вида субъектов административного правонарушения:

  1. индивидуальный – граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. Это граждане и специальные лица, т.е. лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
  2. коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организация признается субъектом административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое ,налоговое, природоохранительное и др.9

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер. 

В общих положениях КоАП РФ граждане РФ не выделяются в отдельную группу субъектов административной ответственности, но это делается в статьях его Особенной части.

По КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ.

Организации обозначены КоАП в качестве субъектов ответственности по половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП юридические лица – не субъекты ответственности (по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского учета). Во всех других случаях организации широко представлены в регулируемом Кодексом механизме административного наказания.

Информация о работе Юридическая характеристика состава административного правонарушения