Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки в России и во всем современном мире становится необратимым процессом.
Эффективный механизм привлечения правонарушителей к административной ответственности за экологические правонарушения, основы которого установлены федеральным законом от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, Кодексом об административных правонарушениях, а также постоянный государственный мониторинг экосистем являются при этом важнейшими направлениями экологической политики России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации………………………………………………………….4
1.1. Общее понятие и структура экологических правонарушений………...4
1.2. Виды экологических правонарушений…………………………………….7
Глава 2. Правовая природа, содержание и место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности……………………………………………14
2.1. Общее понятие административной ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………14
2.2. Место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности…………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

административные экологические правонарушения курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

•   ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния лесных ресурсов предусмотрена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст.  8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесополь­зования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), неза­конную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кус­тарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (ст,  8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

•   ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания  животного  мира  предусмотрена  за уничтожение  мест обитания   животных   (ст.   8.29),   нарушение   правил   охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), на­рушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничто­жение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселе­ния, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами жи­вотного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных за­пасов (ст. 8.38);

•   ответственность за нарушение требований при осуществле­нии работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязне­ния окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические    и    другие    геофизические    процессы (ст. 8.40).

Экологическими характеристиками обладают также админи­стративные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение пра­вил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вре­дителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкаэантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил каран­тина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов живот­новодства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с наруше­нием проекта (ст. 10.9), нарушение правил эксплуатации мелио­ративных систем или отдельно расположенных гидротехничес­ких сооружений (ст. 10.10).

К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также неко­торые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и за­конами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

2.2. Место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности

 

До последнего времени правовое регулирование этого института с точки зрения источников права, включающих нормы законодательства об административной ответственности за экологические проступки, их структуры и содержания выглядело достаточно сложно и, более того, противоречиво. Дело в том, что административная ответственность  ранее устанавливалась Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., а также специальным экологическим законодательством.

При этом в одних актах указывались перечни составов экологических правонарушений (например, в Федеральных законах «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и др.), в других, например Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., определялись и санкции, и порядок рассмотрения дел, наконец, во многих актах содержалась лишь отсылочная норма с указанием о возможности привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе административной.

В связи с принятием нового КоАП РФ ситуация изменилась.

Часть 1 ст. 2.1 прямо устанавливает, что «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[5]. Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение четко определены в законодательных актах: на федеральном уровне - в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ - в действующих на их территории законах об административных правонарушениях.

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает ад­министративный штраф.

Штраф является основным наказа­нием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объек­тов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов -  ст. 8.35; судна и других орудий лова -ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как допол­нительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответствен­ности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер адми­нистративного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на долж­ностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров опла­ты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минималь­ных размеров оплаты труда.

По своим объективным признакам административное право­нарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административ­ной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления.

Основные призна­ки, которые дают возможность разграничить экологическое пре­ступление и административный проступок, приводятся, как пра­вило, в УК РФ. Это — повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и ок­ругов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2, 8.5 (в части информации о состоянии атмосферно­го воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о ра­диационной обстановке), ч. 2 ст. 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный эко­логический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных террито­рий, а также знаков, устанавливаемых пользователями живот­ным миром или специально уполномоченными государственны­ми органами по охране, контролю и регулированию использова­ния объектов животного мира и среды их обитания, зданий и дру­гих сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.1 (несоблюдение экологических требо­ваний при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, рекон­струкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, со­оружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными ве­ществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.

Возбуждение и рассмотрение дел об административном эколо­гическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется гл. 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за эколо­гические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на воз­мещение вреда, а направляются в соответствии с законода­тельством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Таким образом, административная ответственность за экологические правонарушения в отличие от уголовной обладает большей оперативностью и важным условием ее эффективности является принцип неотвратимости наказания. Административная ответственность выражается в примене­нии компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягаю­щее на экологический правопорядок, экологические права и сво­боды граждан, право собственности на природные ресурсы и по­рядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторож­ное) действие (бездействие), которое причинило или могло при­чинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законо­дательными актами субъектов РФ об административных правона­рушениях.

 

 

 

 

 

 

.

Заключение

 

Исследовав вопрос административных экологических правонарушений, в рамках данной работы были рассмотрены понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации; а также изучены правовая природа, содержание и место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности.

Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершае­мое праводееспособным субъектом, причиняющее экологичес­кий вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъ­ектов экологического права. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Пер­вые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вто­рыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. За экологические правонару­шения наступает дисциплинарная, административная, граждан­ско-правовая и уголовная ответственность. Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалась также материальная ответственность за экологические правона­рушения. Однако новым Законом об охране окружающей среды она была обоснованно исключена.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

«Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения. Причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК и др.)»[6].

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний:

- штраф,

- предупреждение,

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения,

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Нормативно-правовые акты

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от  23.11.2009 № 261-ФЗ

3.      Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (принят ГД ФС РФ 22.03.1995)

4.      Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

5.      Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)//Экологическое право, № 2, 2002

6.      Закон Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 24.06.2009)//Забайкальский рабочий, № 123-124, 06.07.2009

Информация о работе Экологические правонарушения