Характеристика классификации принципов права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 08:51, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать классификацию принципов права.

Задачи работы – дать характеристику принципов права; рассмотреть виды и содержание принципов права; определить их значение.

Содержание работы

1. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ОБЩИЙ ОБЗОР

1.1 Понятие и сущность принципов права

1.2 Роль принципов права

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

2.1 Типы и характер принципов права

2.2 Виды принципов права

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

яяяяяяяяя.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

 

— принцип демократизма, то есть участия народа в осуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всех областях общественной жизни; политического плюрализма и многопартийности; свободы самоуправления; выражения мнений и убеждений, слова, печати, совести и т. д. (ст. 3, 12, 28, 29, 44 Конституции РФ). В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. В демократическом государстве гарантируется самостоятельная деятельность внегосударственных общественных групп, объединений производственного, профессионального, культурного, научного, религиозного характера, свободно и самостоятельно реализующих свои интересы, обеспечивается деятельность политических партий, союзов ассоциаций, выражающих многообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений и программ. Деятельность государственных органов должна быть подчинена задаче обеспечения прав и свобод граждан, направлена на развитие независимых и полноправных институтов гражданского общества.Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством. В частности, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. отмечается, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования (см. ст. 3 Конституции РФ).

 

— принцип равноправия (равенство всех перед законом). Он указывает на равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека (ст.7), международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран, в том числе и в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Эти нормативные правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека;

 

— принцип единства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. В частности, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать ему пенсии и пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей;

 

— принцип ответственности за вину. Он заключается в том, что правонарушитель подлежит юридической ответственности только за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена вина в форме умысла или неосторожности (гл. 5 УК РФ; ст. 1.5., 2.1. и 2.2. КоАП РФ и др.). В Конституции РФ указано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54), что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49). Данный принцип несовместим с объективным вменением, т.е. юридическая ответственность за невиновное причинение вреда не допускается. Причем меры принуждения применяются за конкретные противоправные деяния. Римские юристы указывали: «Nemo cogitationis poenam patitur – никто не должен подлежать наказанию за свои мысли». Принцип ответственности за вину пронизывает все отрасли права и основные типы юридической практики в правовой системе российского общества.

 

— принцип уважения прав человека. Данный принцип отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

 

— принцип правосудия. Он выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

 

— Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой – в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ).

 

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

 

Отраслевые принципы – это принципы, составляющие основу той или иной отрасли права (например, административного или гражданского).

 

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела – в гражданском праве; принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности, принцип истинности квалификации преступления, принцип вины – в уголовном праве; принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы о их благосостоянии – в семейном праве; принцип приоритета и прямого действия международного права, принцип ротации – в конституционном праве; принцип невмешательства, принцип неприкосновенности государственной границы, принцип мирного разрешения международных споров – в международном праве, принцип свободы труда, принцип охраны труда, принцип охраны здоровья работников в трудовом праве.

 

Межотраслевые принципы составляют основу двух или нескольких смежных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального).

 

В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслей права). А также принцип осуществления правосудия только судом, принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, принцип законности, компетентности и беспристрастности суда при осуществлении правосудия, принцип независимости суда при осуществлении правосудия в уголовно-, гражданско-, арбитражно-процессуальных отраслях права.

 

Отраслевые и межотраслевые принципы тесно взаимосвязаны с общими принципами права, фундаментируют, обогащают и конкретизируют их содержание. Значение некоторых отраслевых и межотраслевых принципов столь велико, что они оказывают существенное влияние на действующее право в целом, имеют принципиальное значение для определения и обеспечения его демократического характера, дальнейшего прогрессивного развития. Таков, например, принцип презумпции невиновности, согласно которому, как гласит п. 1 ст. 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Логическим следствием данного принципа являются закрепленные Конституцией РФ положения о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (п. 2 ст. 49), а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49).

 

Есть все основания утверждать, что официальное признание и конституционное закрепление принципа презумпции невиновности, проистекающего из учения естественной школы права, уходящего своими корнями в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 9) и Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 11), можно считать одним из поворотных моментов перехода от тоталитарного советского права к формируемому ныне демократическому российскому праву. В связи с этим заслуживают быть упомянутыми добрым словом М. С. Строгович и другие известные ученые-правоведы, в течение десятилетий советского прошлого последовательно и мужественно отстаивавшие в отечественной юридической науке идею презумпции невиновности.

 

Знаменательно, что конституционное закрепление данного принципа является одним из наглядных проявлений того, как современное российское право, опираясь на естественные законы, может служить действенным инструментом их реального осуществления. С учетом весьма важной роли некоторых межотраслевых и отраслевых принципов права в формировании и функционировании права, их реального влияния на процесс правового регулирования общественных отношений представляется целесообразным конституционно придать им статус общих принципов российского права. В частности, это относится, например, к принципу «закон обратной силы не имеет» (ст. 54 Конституции РФ). Советским законодательством данный принцип рассматривался не иначе, как уголовно-отраслевой. Им предусматривалось, что лицо, совершившее преступление, несет за него ответственность (за несколькими исключениями) по закону, действовавшему в момент совершения преступления.

 

Конституция РФ 1993 г. преобразовала данный принцип в межотраслевой, распространив его на ответственность не только за преступления, но и за любые иные совершенные правонарушения (административные, имущественные и др.). Как записано в ст. 54 Конституции, «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»

 

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ  ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

Общеправовые, или общие принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. Гражданским законодательством Греции, например, запрещается осуществление какого-либо права, если оно превышает пределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной и экономической целью права".

 

В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». К общим принципам права относятся, например, такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшим законом отменяется более ранний» и т.д. Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно – в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поскольку право является центральным звеном правовой системы, лежащие в его основе идеи неразрывно связаны со всеми процессами, протекающими в сфере правового регулирования, оказывают влияние на все виды деятельности, так или иначе связанной с правом: правотворчество, правоприменение, толкование права, систематизацию законодательства, правовое обучение населения. Принципы права направляют активность законодателя в заранее заданном направлении, дисциплинируют его, вынуждают более ответственно подходить к принятию правотворческих решений, обдуманно использовать законодательную технику. Любые законодательные нововведения должны оцениваться, в первую очередь, с точки зрения их соответствия принципам права. Однако ориентироваться на основополагающие правовые идеи должен не только законодатель, но и правоприменитель. Во-первых, в ходе правовой квалификации разнообразных событий и действий, приложении правовой нормы к конкретной жизненной ситуации нельзя не учитывать правовые принципы. В противном случае можно легко ошибиться, принять решение, не соответствующее духу права, общему смыслу законодательства. Во-вторых, при обнаружении пробелов в праве принципы могут выступать в роли непосредственного источника права (аналогия права), хотя и не во всех случаях. Наконец, знание основных правовых принципов обеспечивает правильное толкование правовых предписаний, помогает понять концептуальный замысел законодателя.

 

Ни у законодателя, ни среди ученых нет четких представлений о системе принципов права. Между тем, ссылаясь на тот или иной принцип, нужно быть твердо уверенным в том, что данная идея является именно принципом права и признается в этом качестве большинством специалистов. С другой стороны, существование некой раз и навсегда заданной системы принципов права вызывает сомнения. Ведь меняются реальные обстоятельства жизнедеятельности людей, социальные явления, в частности, трансформируется право, следовательно, изменяются и лежащие в его основе принципы. Думается, что в данном случае нужно руководствоваться тем «общим смыслом», духом, который выражен в действующем законодательстве.

Информация о работе Характеристика классификации принципов права