Функции государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая система в целом или ее отдельные элементы для достижения поставленных целей.

Содержание работы

Введение

. Функции государства: сущность, классификация, формы и особенность эволюции

.1 Понятие, значение и классификация функций государства

.2 Формы и методы осуществления функций государства

.3 Эволюция функций государства

. Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь

.1 Экономическая роль государства в Беларуси

.2 Оценка основных функций государства Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая ФГУ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

Все эти объекты  имеют свою специфику, которой и  будет определяться характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е. содержание экономической функции [6, c. 9].

 

Далее можно  выделить специфическую функцию  государства переходного периода - конституирование демократической  власти. Это будет функция направленная не вовне (на общество), а на само государство как на систему органов.

 

Обратимся ещё  к одной стороне деятельности государства. Ранее в идеологическую функцию тоталитарной системы, в  частности культурно-воспитательную, было принято включать руководство  пропагандой и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио, телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и т. д.

 

Идеологическая  функция государства содействовала  внедрению в сознание членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных, этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что идеологическими взглядами людей определяется их отношение к действительности, прежде всего к существующему общественному и государственному порядку, правопорядку и т.д. Место идеологической функции должна занять политика государственного содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше. Правоохранительные функции в демократическом государстве сохраняются, но изменяются их формы и содержание [7, c. 82].

 

Им необходимо придать чёткую направленность на установление гарантий свободного становления гражданского общества, на защиту прав и свободных интересов граждан. Должны произойти изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного на охрану, прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.

 

государственный публичный власть функция

 

 

2. Роль государства в национальной экономике и его современные функции на примере Республики Беларусь

 

 

.1 Экономическая  роль государства в Беларуси

 

 

Государство, его  институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике  каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и другие экономические теории, ставшие наиболее влиятельными в 80-90-е гг. XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства социалистических стран, то в них государство определяло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления [13, c. 79].

 

На современном  этапе в преобладающем большинстве  стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики.

 

Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной  или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства - важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

 

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая политика государства должна способствовать укреплению финансов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, накоплению отечественного капитала, повышению доступности кредитных ресурсов отечественным товаропроизводителям [15, c. 31].

 

Конкретные  направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.

 

Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т. д.

 

В плановой экономике  государство управляло практически  всеми социально-экономическими процессами, которые поддаются централизованному  регулированию. Системой директивных  адресных заданий государственные  органы определяли основные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основной ассортимент производимой продукции, поставщиков сырья и материалов, потребителей готовой продукции. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении, прежде всего внутрихозяйственных вопросов: налаживания производства, организации и оплаты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов.

 

В рыночной экономике  государство не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Государственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых регуляторы в силу различных причин неэффективны.

 

Необходимо  отметить, что чисто рыночной экономики  нет ни в одной стране мира. Экономический  механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных  блока - рыночную саморегуляцию и  государственное регулирование. Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.

 

При переходе к  рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

 

Роль государства  в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике.

 

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенклатуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.

 

Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом  развитии невозможно обеспечить без  эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

 

Вместе с  тем при переходе к рыночной экономике  выполняемые государством функции  в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

 

За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие  функции:

 

-эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

 

-обеспечение  гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта  хозяйствования;

 

-формирование  устойчивой макроэкономической  ситуации, включающей эффективное  функционирование финансовых учреждений;

 

-обеспечение  минимальных социальных стандартов  по предоставлению благ и услуг  общего пользования (образование,  здравоохранение, культура, коммуникации  и другие жизнеобеспечивающие  блага и услуги);

 

-реализация  антимонопольных мер и поддержка  конкурентной среды;

 

-развитие науки,  инновационной деятельности и  информационных технологий;

 

-проведение  активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей  с соседними странами;

 

-формирование  производственной, социальной и  экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

 

-поддержка социально  незащищенных групп населения;

 

-охрана окружающей  среды, совершенствование экологических  регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

 

-формирование  рациональных территориальных пропорций  воспроизводства и комплексное  развитие производительных сил  регионов;

 

-обеспечение  национальной безопасности страны;

 

-создание правовой  базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;

 

-разработка  и реализация стратегии социально-экономического  развития [9, c. 331].

 

При переходе к  рыночной экономике государство  выступает локомотивом экономических преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.

 

В переходный период более ответственной и сложной  становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего, требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления - создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.

 

Для регулирования  социально-экономических процессов  государство использует систему  методов и инструментов, которые  меняются в зависимости от сложившейся  социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

 

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на правовые, административные, экономические.

 

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т. д. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т. д. Требуется правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

 

Административные  методы экономического регулирования  реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер  для отдельных сфер экономической  деятельности или категорий населения. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

 

Важной задачей  государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

 

-бюджетно-налоговая  политика;

 

-денежно-кредитная  политика;

 

-ценовое регулирование;

 

-амортизационная  политика;

 

-прямые методы  регулирования - государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

 

Особая форма  государственного регулирования - разработка прогнозов и программ. Их объектами  являются как страна в целом, так  и отдельные отрасли экономики  и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т. д.) [14, c. 90].

 

Разработка  программ социально-экономического развития осуществляется и в странах с  развитой рыночной экономикой. Но в  период перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика, так как при разработке прогнозов и программ определяются стратегические и тактические цели и задачи развития, этапы и меры для их достижения, необходимые средства для их реализации.

Информация о работе Функции государственного управления