Функции государства: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
Функции государства - это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение1.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 73.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1. Функции государства: понятие, классификация.

1.1. Понятие функций государства.

Функции государства - это основные формы деятельности  государства, выражающие его сущность.

Функции государства - это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение1.

Функциональный подход к государству, классификация и характеристика его функций и т.д. восходят к органическим представлениям о государстве как живом организме с присущими ему функциями, т.е. формами его жизнедеятельности.

В своем юридически адаптированном виде понятия «функция», «функционирование» и т.д.

применительно к праву и государству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно - упорядочивающего воздействия на людей и их

отношения2.

Функции государства- это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание.

Критерием разграничения функций государства служат объекты - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. При этом функции государства необходимо

отличать от функций его отдельного органа3.

 

1.2. Классификация функций государства.

Проблема классификации функций государства осложняется тем, что

у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам. Для понимания и разделения всех функций принята общая классификация.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука). Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций - обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д. Таким образом, по причинам возникновения функции государства можно подразделить на:  а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

По продолжительности все функции государства подразделяют так же на: а) постоянные, те. функции, направленные на разрешение задач, в той или иной степени, всегда стоящих перед государством экономические, социальные, охрана правопорядка и др.; б) временные - в определённые периоды существования государства на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение. Такие функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, оборона нашей страны в период Великой Отечественной Войны, послевоенное восстановление. По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Основные внутренние и внешние функции.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы и другое4.

Экологическая функция жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно - чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

Налоговая функция- налоги являются необходимыми атрибутом государства, его важнейшим и неотъемлемым признаком. Именно поэтому налоговая функция государства всегда была и будет ведущей его функцией5.

Задачами налоговой функции являются:

1. Создание сбалансированного цивилизованного рынка и развитие экономики.

2. Решение общесоциальных задач государства.

3. Укрепление государственности и содержание управленческого аппарата.

4. Создание нормальных жизненных условий для населения страны.

Функция охраны правопорядка, прав и свобод личности, собственности. Включает в себя три ёмкие и достаточно автономные подфункции : охрану правопорядка, охрану прав и свобод личности, охрану собственности. Возможность рассмотрения указанных подфункций в составе одной обусловливается единством целей каждой из подфункций - охрана; специфическим методом их осуществления - метод жестких, властных предписаний; спецификой государственных органов, реализующих эти подфункции- правоохранительные органы.

Функция организации и развития образования, науки и культуры. Функция всегда была важной в российском государстве. Однако в силу разных причин на определённом этапе развития государства она становилась главной либо отходила на второй план. Конституция России (ст.43) закрепляет право гражданина на образование.

Идеологическая функция. Идеология - это система политических , правовых , нравственных, религиозных, эстетических, философских и иных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу. Идеология всегда была и будет ареной самой острой, порой жесточайшей идейной борьбы. По своему составу она сложно и многообразна, и включает в себя общечеловеческие, общесоциальные, общенациональные, классовые, групповые и индивидуальные моменты6.

В качестве основных внешних функций современного Российского государства можно отметить следующие:

1. Сотрудничество с другими государствами в различных сферах. Это разнообразная деятельность государства,

направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.

2. Поддержание мира, оздоровления международной обстановки. Это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;

3. Оборона страны. Основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.

Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского  государства со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем – борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны окружающей среды и сохранения благоприятного глобального климата.

 

1.3. Формы и методы реализации функций.

В правовой  литературе формами осуществления государства понимается: во-первых, основных звеньев механизма специфические виды государственной в отличие от негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Контрольно- надзорная деятельность – это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда  между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей. Более  широкое распространение  получила классификация по второму критерию, сообразно которой в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и организационная. Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Под организационными формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. Выделяются следующие организационные формы: 

1. Организационно-регламентирующая  – это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, техникоорганизационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).

2. Организационно-хозяйственная - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).

3. Организационно-идеологическая - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации)7.

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.)8.

Методы осуществления функций государства - это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.

Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.

1. Убеждение - ориентирование субъектов права на

определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.

2. Принуждение - обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственнопринудительного воздействия.

3. Поощрение - побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.

4. Рекомендование - ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант

поведения с точки зрения государства и общества9.

Существует и иная классификация методов осуществления функций государства. Можно выделить:

1. Централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.

Информация о работе Функции государства: понятие, классификация