Формирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является комплексное изучение порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, перед настоящим исследованием стоят следующие задачи:
Исследовать понятие и значение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Определить роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Выявить проблемы формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Файлы: 1 файл

Формирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Автосохраненный).doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Существенные изменения претерпел порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ. С сентября 2013 года он фактически будет избираться одновременно с главой субъекта, высшим должностным лицом субъекта. В соответствии с новым порядком формирования «верхней палаты» при проведении выборов главы региона каждый кандидат на эту должность представляет три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным федеральным законодательством. Список кандидатур и сведения о них представляются кандидатом на должность главы субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на должность члена Совета Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочия члена Совета Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. После избрания высшего должностного лица субъекта не позднее, чем на следующий день после дня его вступления в должность должно быть принято решение конкретно по одной из трех кандидатур на пост члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ. Данное решение оформляется соответствующим указом главы субъекта Федерации.

Необходимо указать еще на один аспект в ходе формирования Совета Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации возможность выбора избрания высшего должностного лица субъекта путем всенародных выборов или парламентом субъекта Федерации, и в случае избрания главы субъекта парламентом субъекта (как например, в Республике Дагестан) законодательный (представительный) орган в определенной степени решает судьбу не только кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Федерации, но и трех потенциальных кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительной власти субъекта РФ19.

Представляется, что порядок формирования Совета Федерации нуждается в качественном совершенствовании, которое должно быть направлено на повышение эффективности его деятельности. Механизм формирования Совета Федерации должен обеспечить субъектам Российской Федерации полноценное представительство в палате Федерального Собрания РФ. Такое представительство, с одной стороны, позволит законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации воздействовать на принятие решений на федеральном уровне и, с другой стороны - обеспечить право членов Совета Федерации независимо выражать свою точку зрения20.

Необходимо детализировать алгоритм формирования Совета Федерации в свете принятых в 2012-2013 гг. изменений и дополнений в федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.

 Представляется разумным продолжить  изучение отечественной практики, зарубежного опыта по вопросам, связанным с законодательным регулированием порядка формирования «палаты регионов», с целью его дальнейшего совершенствования.

Думается, необходимо активизировать взаимодействие Совета Федерации Федерального Собрания РФ с субъектами Федерации (например, путем внесения консолидированной законодательной инициатив, а также путем поддержки законодательных инициатив субъектов РФ при внесении их в Государственную Думу и др.).

На основе вышеизложенного можно заметить, что вопрос формирования Совета Федерации по-прежнему остается животрепещущим и злободневным не только для ученых- конституционалистов, политологов, государственных деятелей, но и для рядовых граждан.

 

 

ВЫВОД

Порядок формирования Совета Федерации представляет собой совокупность определенных приемов и действий управомоченных субъектов по формированию персонального состава Совета Федерации, совершаемых ими в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правил и процедур. Такое представительство, с одной стороны, позволит законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации воздействовать на принятие решений на федеральном уровне и, с другой стороны - обеспечить право членов Совета Федерации независимо выражать свою точку зрения.

 

 

 

2.2. Требования, предъявляемые к  кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

Текст Основного закона нашей страны (п. 2 ст. 95) гласит, что в Совет Федерации Федерального Собрания входит по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному - от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Федеральный закон, сохранив прежние требования к кандидатам на должность члена Совета Федерации, внес и определенные дополнения, например, обладание безупречной репутацией и постоянное проживание на территории субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. Причем «ценз оседлости» был предложен В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию еще в 2007 году. Президент Российской Федерации признал обоснованным предложение ряда региональных руководителей о том, чтобы представители субъектов в Совете Федерации проживали на территории соответствующих регионов не менее 10 лет. Спустя некоторое время, эта инициатива Президента РФ была облечена в форму закона21.

Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо замещает государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации, либо замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации22.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям.

Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:

1) имеющий гражданство иностранного  государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) признанный судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

3) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

4) осужденный за совершение тяжкого  и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;

5) осужденный за совершение преступления  экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;

6) подвергнутый административному  наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Совет Федерации является общефедеральным самостоятельным органом государственной власти, наделенным полномочиями федеративного (регионального) представительства. Будучи палатой Федерального Собрания - представительного и законодательного органа государственной власти (ст. 94 Конституции Российской Федерации) - Совет Федерации осуществляет представительную функцию (то есть выражение интересов и воли народа и принятие наиболее авторитетных управленческих решений именем народа) как общее направление деятельности федерального парламента. Совет Федерации наделен Конституцией Российской Федерации соответствующими полномочиями в законодательной, контрольной, кадровой сферах. Совет Федерации осуществляет представительную функцию как специальное направление деятельности, реализуя представительство интересов Российской Федерации в субъектах Федерации и, наоборот, представительство субъектов Федерации на федеральном уровне. С этой целью Совету Федерации принадлежит координирующая роль в системе федеративных отношений. Это направление деятельности основано на Конституции Российской Федерации и вытекает из законодательства и сложившейся парламентской практики Совета Федерации.

Само существование Совета Федерации Федерального собрания РФ обусловливается необходимостью претворения в жизнь принципа федерализма в системе государственной власти и обеспечения интересов многонационального народа России. И именно свободные выборы, по Конституции РФ, выступают в качестве ведущего принципа поддержания конституционного строя в России, поскольку они обеспечивают фактическое, активное и постоянное политическое и юридическое участие населения в решении всех важнейших вопросов жизни общества. Однако это не в полной мере относится к Совету Федерации — верхней палате Федерального собрания РФ. Будучи палатой, представляющей интересы населения субъектов РФ, Совет Федерации же, по сути, охраняет интересы партийной и административной элиты субъектов РФ в процессе выработки государственной политики центральными органами власти.

Совет Федерации наделен широкими властными полномочиями (ст. 102 Конституции РФ), что предопределяет его высокое положение в парламенте России. Незаменима его роль в системе разделения единой государственной власти, особенно при реализации законодательных полномочий. И основное предназначение Совета Федерации состоит в обеспечении представительства интересов населения субъектов РФ при принятии законодательных актов с целью реализации «системы сдержек и противовесов» внутри самого парламента, предотвращения принятия недостаточно взвешенных решений, осуществления контроля за качеством принимаемых законодательных актов.

России как федеративном государстве Совет Федерации имеет двойственную природу. С одной стороны, будучи палатой общенационального парламента, Совет Федерации призван осуществлять свою деятельность в интересах всего российского народа. С другой стороны, данная палата представляет интересы субъектов Российской Федерации. Это обусловливает наличие особых задач и функций у Совета Федерации, связанных с отражением интересов как Федерации в целом, так и субъектов Российской Федерации, с поиском баланса федеральных и региональных интересов.

К основным элементам, наиболее ярко раскрывающим особенности конституционно-правового статуса Совета Федерации относятся: порядок формирования Совета Федерации; принципы организации и деятельности, функции, внутреннее устройство и порядок деятельности, полномочия и ответственность палаты; организационно-правовые формы взаимоотношений палаты с органами государственной власти и иными государственными органами.

При характеристике порядка формировании Совета Федерации следует отметить, что, во-первых, это совокупность методов и приёмов, с помощью которых обеспечивается участие в формировании Совета Федерации уполномоченных субъектов, образующая своеобразный «стержень» порядка формирования. Во-вторых, это процедуры, обеспечивающие надлежащую реализацию прав и полномочий уполномоченных субъектов, по формированию Совета Федерации. При этом первая характеристика является основной, с помощью которой определяется каким образом достигается формирование Совета Федерации (выборы, формирование по должности, назначение, наследование и др.). Вторая характеристика раскрывает процедуру формирования Совета Федерации, соответствующею тому или иному порядку формирования (стадии и процедуры выборов, образующие избирательный процесс, стадии и процедуры назначения члена Совета Федерации) и, обеспечивая тот или иной порядок формирования, выполняет служебную роль в формировании Совета Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации представляет собой совокупность определенных приемов и действий управомоченных субъектов по формированию персонального состава Совета Федерации, совершаемых ими в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правил и процедур.

Выбор способа формирования верхних палат представительных и законодательных органов зависит от многих факторов (исторических, политических, экономических, социальных) и стоит в тесной взаимосвязи с назначением и местом в государственном механизме палаты парламента страны.

Информация о работе Формирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации