Центральный банк РФ как орган государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного законодательства определить место Центрального Банка в системе органов государственной власти. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решать следующие задачи:
1.Определить структурную обособленность Центрального банка РФ от других органов государственной власти;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ЦБ;
3. Выявить наличие государственно-властных полномочий, а так же основные функции ЦБ.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование статуса и деятельности Центрального Банка РФ 5
Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ .11
Глава 3.Взаимодействие с органами государственной власти 20
Заключение 24
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

курсовик по цб.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Брянский государственный  университет

имени академика И.Г. Петровского

 

 

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Центральный банк РФ как орган государственной  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    2011

 

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование статуса и деятельности Центрального Банка РФ 5

Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ .11

Глава 3.Взаимодейтсвие с органами государственной власти 20

Заключение 24

Список литературы. 26

 

 

 

Введение

В июне 2010 г. Центральному Банку РФ исполнилось 150 лет. Но до сих пор, по поводу его места в системе органов государственной власти нет единой точки зрения. Это связано с тем, что Банк России с одной стороны является субъектом частного права, т.е. он осуществляет различные гражданско-правовые сделки, а с другой стороны обладает рядом властных полномочий, что делает его субъектом публичного права.

Сегодня вопрос о месте ЦБ в системе органов государственной власти и степени его независимости активно обсуждается и в научных, и в политических кругах. Так Л. Ефимова считает, что Банк России  является "...уникальным... образованием, которое, с одной стороны, является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой - государственным унитарным предприятием, т.е. коммерческой организацией".1 А.П. Жмулевская в свою очередь отмечает, что «Центральный банк Российской Федерации - это государственный орган специальной компетенции, не относящийся ни к одной из ветвей власти, осуществляющий государственное управление в денежно-кредитной сфере»2.

В нacтoящee время в Рoccии проблеме статуса Центрального банка посвящено большое количество научных работ. Хотелось бы отметить, что приняты отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие статус и деятельность ЦБ. Cрeди  источников,  изученных  мною при написании курсовой работы, cтoит ocoбo выдeлить cлeдующиe: Конституция РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», постановления Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ и др.

Предметом курсовой работы является правовой статус Центрального банка РФ как органа государственной власти. Объектом исследования - законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие правовое положение и деятельность ЦБ. В соответствии с предметом исследования, основная цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного законодательства определить место Центрального Банка в системе органов государственной власти. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решать следующие задачи:

1.Определить  структурную обособленность Центрального банка РФ от других органов государственной власти;

2. Проанализировать  нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ЦБ;

3. Выявить наличие государственно-властных полномочий, а так же основные функции ЦБ.

На основании  поставленных мною задач структурно курсовая работа состоит из введения, трeх глaв, зaключeния и cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры. Первая глава посвящена нормативно-правовой базе и структуре Центрального Банка. Вторая глава рассматривает основные функции Банка России. Третья глава посвящена взаимодействия ЦБ РФ  и иных органов государственной власти. В зaключeнии пoдвoдятcя итoги прoвeдeннoгo мною иccлeдoвaния.

 

 

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование статуса и деятельности Центрального Банка РФ.

Ведущее место  в правовом регулировании статуса  и деятельности Банка России принадлежит Конституции РФ. В статьях Основного закона дается характеристика главной функции Центрального банка.  В частности в статье 75 Конституции указано, что «…Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ…Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».3  На основании данной статьи можно сделать вывод о том, что ЦБ может рассматриваться как орган государственной власти.

Значительную роль в правовом регулировании статуса Банка  России играет федеральный закон "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Им установлено, что  «Банк России является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов  Банка России - город Москва».4  В соответствии со статьей 3 данного закона целями Центрального банка является: защита и обеспечение устойчивости рубля,  развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Анализ этих статей дает возможность предположить, что ЦБ одновременно выполняет банковские операции и является органом управления банковской системой.

Кроме федеральных законов  деятельность Центрального банка РФ регулируется подзаконными нормативными актами, издаваемыми Банком России в соответствии со своей компетенцией. Помимо специального банковского законодательства деятельность ЦБ РФ регулируется общими нормами гражданского и финансового права.   

В судебной практике Банк России сначала определялся  как важное федеральное ведомство и при рассмотрении споров о признании его актов незаконными применялось законодательство, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти. Пробел правопонимания статуса ЦБ был восполнен Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части 3 статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”». Так,  Конституционный Суд определил, что «…полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти».5

Под организацией Банка России следует понимать не только внутреннее устройство этого банка, структуру  и компетенцию его органов, но и вертикальные отношения, в которые вступает ЦБ РФ. Вертикальные отношения могут быть двух типов: внутренние (взаимоотношение аппарата управления Банка России со своими структурными подразделениями) и внешние (взаимоотношение Банка России с органами государственной власти). Последние будут рассмотрены в главе 3 данной курсовой работы.

Внутреннее устройство ЦБ РФ определено в гл. III и XIII Закона о Банке России. Основными организационными принципами Банка России, по мнению Я.А. Гейвандова, «являются: принцип организации Банка России на основе федеральной собственности, принцип централизации системы Банка России, принцип единства системы Банка России, принцип вертикальной структуры управления и принцип коллегиальности управления»6.

Органами управления Банка  России являются Совет директоров и  Председатель Банка России. В качестве органа, координирующего деятельность Банка России с органами государственной  власти Российской Федерации, является Национальный банковский совет.

Председатель Банка России является единоличным исполнительным органом управления Центрального банка  Российской Федерации. В соответствии со ст. 14 закона о Центральном банке РФ «Председатель назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов».7 Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель Банка может быть освобожден от должности в таких случаях как: истечение срока полномочий; невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии; личное заявление об отставке; совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Председатель Банка России реализует компетенцию ЦБ РФ по вопросам, прямо относящихся к его ведению. Его полномочия перечислены в ст. 20 закона о Центральном банке РФ. Среди них можно выделить такие как:

 1.действие от имени Банка России и представление его интересов в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, и другими учреждениями; 

2.подписание нормативных актов Банка России, решения Совета директоров, а так же дача указаний, обязательных для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

3.назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Банка России.

Коллегиальным органом управления Банком России является Совет директоров. Согласно закону о Центральном банке  он состоит из «Председателя Банка России и 12 членов Совета директоров»8, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

В соответствии со статьей 18 закона о Банке России совет директоров выполняет ряд функций. Он разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; утверждает годовую финансовую отчетность Банка России; готовит анализ состояния экономики Российской Федерации; утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России. Совет директоров принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;  об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;  об изменении процентных ставок Банка России; об участии в международных организациях; о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца. Так же он устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации и другие функции, установленные законом.

Статья 12 Закона о Банке России предусматривает создание координационного органа - Национального банковского совета. Из названия главы III видно, что законодатель его не включает в систему органов управления ЦБ. По мнению А.Г. Братко, «Национальный банковский совет фактически играет роль связующего звена между Федеральным Собранием РФ, Правительском РФ, Президентом РФ и Банком России в проведении единой государственной денежно-кредитной политики»9.

Численность Национального  банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом  Федерации РФ, трое - Государственной, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. Так же в состав совета входит Председатель ЦБ. Его особенностью является то, что члены Национального банковского совета не работают на постоянной основе и не получают заработную плату. Исключение составляет Председатель ЦБ.

К компетенции совета относится:

1. рассмотрение годового отчета Банка России;

2. утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

3.рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

4.рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

5.назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

6.ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.

Правовое положение территориального учреждения Банка России и его  компетенция регулируются Законом о Банке России в самом общем виде и конкретизируются в Положении ЦБ РФ от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России". Согласно ст.1 данного положения территориальным учреждением ЦБ РФ считается «…обособленное подразделение Центрального Банка РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления»10. Территориальное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Статьей 4 Положения определяет, что территориальное учреждение Банка России не наделено правами юридического лица. Его возглавляет начальник (в национальных банках - председатель), который действует от имени Банка России на основании доверенности.

На основании  всего вышеперечисленного можно  сделать вывод о том, Центральный  банк РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный  аппарат, территориальные учреждения, а так же вспомогательные организации. Так же следует отметить тот факт, что некоторые должности Центрального банка назначаются совместно с другими органами государственной власти. Немаловажно, что Банк России действует от имени государства и по его поручению, наделен государственными полномочиями в области денежно-кредитных отношений, банковского надзора, имеет территориальные масштабы своей деятельности. Итак, можно считать обоснованной характеристику Центрального банка РФ как органа государственной власти.

Информация о работе Центральный банк РФ как орган государственной власти