Ценные бумаги как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Конституционная тематика становится популярной не только у специалистов - конституционалистов, но и у политиков, а также политтехнологов. Последние уже почти в течение десятилетия, как правило, дважды в год "возбуждают" проблему пересмотра и поправок в Конституцию, исходя из сиюминутных политических интересов. При этом игнорируется тот аспект, что конституционная модернизация почти всегда связана с "великими потрясениями". Об этом, по крайней мере, свидетельствует самый свежий пример создания ныне действующей Конституции.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОНСТИТУЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность конституции 5
1.2. Функции конституции 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 12
2.1. История Конституции РФ 1993 года 12
2.2. Сущность Конституции РФ 1993 года 22
2.3. Основные черты Конституции РФ 1993 года, её юридические свойства 23
2.4. Особенности Конституции РФ 1993 года 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Конституция 1409.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Конституция гарантирована  государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции.

О фиктивности конституции  речь может идти при несоответствии устоям социально-экономической и  общественно-политической жизни, систематическом  нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина, игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются тогда, когда конституция есть, но фактически она игнорируется.

Большинством авторов  утверждается, что Конституция России 1993 года приближена к действительности ближе, чем все предшествующие.

Особые юридические свойства Конституции производны от вышеперечисленных её сущностных черт. Важнейшими юридическими свойствами Конституции РФ 1993 года являются:

  • верховенство;
  • высшая юридическая сила;
  • роль фундамента правовой системы государства и системы права;
  • особая охрана конституции;
  • стабильность.

В Конституции РФ 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции. Ни в одной из прежних конституций России и СССР такого положения не содержалось.

Верховенство Конституции  служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа её верховенства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что  с её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций и других нормативных актов субъектов Федерации Конституции России (ст. 4 Конституции).

Верховенство Конституции  обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием  конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип её верховенства.

Высшая юридическая сила означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая  сила Конституции характеризует  её место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в РФ.

К юридическим свойствам  Конституции РФ относится её особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции  закрепляет, что Президент России является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд  России играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов  и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а несоответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 125 Конституции).

Важным юридическим  свойством Конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

Конституция – акт  долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция – важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменения Конституции или принятия новой. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст. 134 Конституции).

В Конституции установлено, что положения глав 1, 2 и 9 – «Основы  конституционного строя», «Права и  свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр  Конституции» – не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ («Федеративное устройство», «Президент РФ», «Федеральное Собрание», «Правительство РФ», «Судебная власть», «Местное самоуправление»), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для принятия федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат «отлагательному» вето Президента РФ.

Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации вносятся в упрощенном порядке (изменение состава федерации –федеральным конституционным законом, изменение наименования субъекта федерации – Указом Президента).

Конституция является фундаментом правовой системы России и системы права. Выступая в роли ядра системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция – органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.   

Комплексное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции  обеспечивает наилучшие условия  для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения  её юридической силы не только с  федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, законодательством субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Таким образом, можно  сделать вывод: юридическая природа  Конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая из характеристик Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.

Основные черты и  юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.

2.4. Особенности  Конституции РФ 1993 года

 

Проанализировав положения  Конституции РФ 1993 года, изучив комментарии Конституции различными авторами, можно выделить следующие её особенности:

  1. Конституция РФ 1993 года – юридический документ, по сравнению с ранее действовавшими российскими конституциями в меньшей степени идеологизированный и политизированный.
  2. Конституция – акт прямого действия. Прямое действие Конституции в целом и непосредственное действие её отдельных положений получили текстуальное закрепление в самой Конституции (статьи 15 и 18). Кроме того, Верховный Суд РФ в своём постановлении от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия» подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Можно признать непосредственное действие и тех общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, которые входят в правовую систему России в качестве её составной части (ч. 4 ст. 15 Конституции).

  1. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, которая прежде всего проявляется в верховенстве Конституции (ч. 2 ст. 4). Последнее приобретает особое значение в плане взаимоотношений федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Суверенитет России распространяется на всю её территорию и, следовательно, придание федеральной Конституции высшей юридической силы призвано обеспечить единство и согласованность всей правовой системы. Никакие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
  2. Бесспорна характеристика федеральной Конституции в качестве федеративной. Конституция РФ исходит из идеи глубокой и последовательной федерализации России. Положение о том, что Россия есть федеративное государство, закреплено в первой статье Конституции. Всё это обусловливает специфику интерпретации не только тех норм, которые входят в главу 3 «Федеративное устройство», но и большинство других.
  3. Конституция РФ – демократическая конституция. Демократизм её проявляется в провозглашении России демократическим государством с республиканской формой правления, в установлении большого ряда демократических принципов конституционного строя, в размещении на первом месте главы, посвящённой правам и свободам человека и гражданина.

Действующая в непростых  условиях современной Росси Конституция  является для неё уникальным документом, юридически закрепившим окончательный переход от тоталитарного режима к демократическому обществу. Она не может действовать в интересах какого-либо одного социального слоя, поэтому выражает общую заинтересованность решать вопросы власти и свобода не насильственным путём, а с помощью закона. Это компромисс между различными политическими силами страны.

На глубокую внутреннюю демократичность новой Конституции  указывает уже сам способ её легализации путём проведения общегосударственного референдума.

Впервые в истории  России в Конституции чётко проведена  идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек – главная ценность государства и всего общества, является исходным, основополагающим (ст. 2 Конституции).

  1. Обстоятельства, сопровождавшие принятие Конституции, приоритеты в выдвижении и осуждении соответствующих проектов, характер компетенции государственных органов и их соотношение друг с другом, возможности реализации ряда норм и институтов Конституции и прочее позволяют констатировать проведение в Конституции принципа сильной президентской власти. Данный факт сложно интерпретировать как позитивное или негативное явление вне контекста реальной ситуации и решения конкретных вопросов.
  2. Конституция РФ относится к числу так называемых жёстких конституций. Она была принята на референдуме (всенародным голосованием) и потому порядок пересмотра или изменения конституционных норм весьма сложен. Предложения о поправках может вносить ограниченный круг субъектов.
  3. Действующая Конституция РФ подтверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны после распада СССР. Союзный этап прежней государственности полностью отпал. Вместе с тем, российская Конституция отнюдь не носит учредительного характера, её принятие не означало появления на свет нового государства, не известного до последнего времени миру. Российское государство существовало в разных границах и при сменявших друг друга формах правления многие столетия.
  4. Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция РФ 1993 года отличается тем, что её отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реалии. Речь идёт об опережающем действии Конституции.

Наряду с несомненными достоинствами новой Конституции  России авторами отмечаются её серьёзные недостатки и противоречия.

Информация о работе Ценные бумаги как объект гражданских прав