Цель и задачи управления интеллектуальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 00:16, реферат

Описание работы

1. Определение интеллектуальной собственности ее роль в наукоемком секторе экономики.
3. Интеллектуальная собственность и задачи управления ей на корпоративном уровне.

Файлы: 1 файл

ИС.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)
  1. Определение интеллектуальной собственности ее роль в наукоемком секторе экономики.

 

Интеллектуальная  собственность - исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. 

 

Исключительное право представляет собой право правомерного использования объектов интеллектуальной собственности по своему усмотрению и любым образом лицом, обладающим имущественными правами на объект интеллектуальной собственности.

 

Роль интеллектуальной собственности заключается в значимости её влияния на научно-техническое, промышленное, социально-экономическое и культурное развитие общества. Интеллектуальная собственность является основой наукоёмкого сектора экономики, определяющей конкурентоспособность на национальном и корпоративном уровнях.

 

Развитие института интеллектуальной собственности в Республике Беларусь в первую очередь необходимо для выполнения задач национального и корпоративных уровней таких как:

 

  • Активизация инновационных процессов.
  • Повышение конкурентоспособности национальной экономики.
  • Стимулирование развития изобретательства и творчества.
  • Развитие внешнеэкономических связей.
  • Стимулирование развития промышленного производства.
  • Повышение эффективности производства.
  • Создание конкурентоспособной продукции.

 

 

  1. Управление интеллектуальной собственностью на национальном уровне в Республике Беларусь.

 

Управление интеллектуальной собственностью – деятельность организующего, координирующего, аналитического характера, направленная на эффективное использование интеллектуальной собственности. 

 

Становление рыночных отношений выдвигает  на первый план проблему обеспечения  конкурентоспособности товаров, защиты интересов потребителей и особенно разработчиков новых идей, технических  и художественно-конструкторских  решений. Следует еще раз обратить внимание, что переход к рынку  невозможен без конкуренции производителей — важнейшего фактора стимулирования их инновационной активности и спроса на нововведения. Это в свою очередь  способствует развитию науки, изобретательства, дизайна.

 

Основная цель всех производимых сегодня  экономических реформ — создание социально ориентированной рыночной экономики. А для этого требуется  введение эффективных механизмов стимулирования хозяйственной деятельности — закрепление  права собственности на создаваемую  продукцию, введение обоснованной налоговой  и финансово-кредитной системы, правовое обеспечение инновационной деятельности. Известно, что в условиях дефицита сырьевых ресурсов нет альтернативы развитию экономики Беларуси, кроме  ориентации на использование научно-технических  дос-тижений и выпуск конкурентоспособных  товаров для внешнего и внутреннего  рынка. В связи с этим первостепенное значение приобретает правовая охрана имеющегося и создаваемого научно-технического потенциала: изобретений, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков, результатов  медицинской науки, селекционных достижений.

 

Качественное техническое обновление производства возможно на основе новейших технических решений, содержащихся в патентной информации. Анализ этой информации позволяет с высокой  степенью достоверности определить тенденции научно-техниче-ского  развития, провести сравнительный анализ имеющихся решений, разработать  научно обоснованные подходы к выбору приоритетных направлений научных  исследований и разработок.

Патентная система во всех странах  мира доказала свое стимулирующее воздействие  на развитие науки, промышленности и  экономики в целом.

 

  • Во-первых, она закрепляет достигнутый технический уровень и обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции.
  • Во-вторых, делает капиталовложения выгодными и побуждает заниматься долгосрочными исследованиями.
  • В-третьих, способствует развитию внешнеэкономических связей, технологическому обмену на лицензионной основе, развитию экспорта товаров.

 

Мировой опыт подтверждает, что быстрое  увеличение патентно-лицензионного  обмена позволяет в сравнительно короткие сроки достигнуть мирового технического уровня, обеспечить высокие  темпы экономического роста. Благосостояние любой нации зависит от ее возможностей создавать новые изобретения, промышленные образцы, произведения литературы и  искусства.

В свою очередь права интеллектуальной собственности позволяют автору или владельцу патента, товарного  знака или авторского права извлекать  выгоду от своего творческого вклада. Успех правообладателя в большой  степени зависит от эффективного вовлечения в хозяйственную деятельность созданного объекта интеллектуальной собственности.

 

Одним из важнейших механизмов в  управлении интеллектуальной собственностью является создание законодательной  и нормативно-методической базы, ее глубокое понимание и использование  для решения возникающих проблем. Эти и многие другие вопросы, непосредственно  связанные с интеллектуальной собственностью, должны быть положены в основу подготовки высокопрофессиональных специалистов для народного хозяйства.

 

 

  1. Интеллектуальная собственность и задачи управления ей на корпоративном уровне.

 

С недавних пор у нас стала  проявляться тенденция, согласно которой  интеллектуальная собственность от неприятия переходит в разряд важного корпоративного актива. Маркетинговая  политика современных успешных фирм состоит, в частности, из стратегии  интеллектуальной собственности. Повышенный интерес к данному виду собственности  связан, прежде всего, с получением дополнительного дохода от продажи  лицензий и патентов, а также от монопольного использования передовых  технологических решений. Даже всезнающий бухгалтерский учет иногда не может  оценить реальную цену интеллектуальной собственности.

Иногда «неосязаемые» активы интеллектуальной собственности, складывающиеся из таких  составляющих, как товарный знак, или полезная модель в разы а то и десятки раз превышают стоимость материальных активов, таких как количество зданий и ценность оборудования. Например, рыночная стоимость всемирно известной компании «Microsoft» по состоянию на июль 1996 года оценивалась почти в 71 млрд. долларов, хотя согласно балансовому отчету чистые активы компании-гиганта составляли лишь 5,7 млрд. долларов. Так называемые «неосязаемые» активы весомую роль играют и в производстве модной одежды. Дж. Армани, Пьер Карден и Лоурэн Клайн лишь часть талантливых дизайнеров, которые построили целые состояния только лишь на своем имени.

Актуальным вопросом становится своевременное  выявление возможных ресурсов фирмы  и качественное функционирование бизнеса, используя интеллектуальную собственность. Поиск единственной правильной стратегии  и тактики использования интеллектуальной собственности - это один из серьезных  инструментов для управления производством  на современном этапе. Выявление  позволяет рационально использовать перспективное и текущее планирование, а также при освоении инвестиций уменьшить финансовые риски.

При грамотном стратегическом управлении интеллектуальной собственностью очень  важно правильно определить основные направления деятельности фирмы, направленные на создание, приобретение и, конечно  же, правовую охрану интеллектуальной собственности, опираясь на действующее  национальное законодательство, а также  на международные договоры.

Выделим главные задачи стратегического  управления интеллектуальной собственностью:

  • Анализ и систематизация использования объектов ИС.
  • Определение методов и форм законодательной защиты объектов ИС.
  • Анализирование объектов ИС на необходимые и избыточные и выделение доминирующего.
  • Правовая охрана объектов ИС и пресечение нарушений исключительных прав (например, регистрация полезной модели).
  • Коммерциализация ИС.

Отметим также, что факторами, определяющими  тактику управления интеллектуальной собственностью, являются маркетинговая  стратегия, емкостью существующего  и потенциального рынков сбыта, отрасль  деятельности, количество конкурентов  и объемы производства.

 

 

  1. Список использованных источников:

 

  • Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by. – Дата доступа: 15.10.2012.
  • Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.vezality.ru. – Дата доступа: 15.10.2012.
  • Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 16.10.2012.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА  ТЕХНОЛОГИЙ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Факультет бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По основам управления интеллектуальной собственностью на тему:

«Цель и задачи управления интеллектуальной собственностью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 

 

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Цель и задачи управления интеллектуальной собственностью