Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя произведения на исполнение, право изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций на радио- и телепередачи.

Файлы: 1 файл

Авторское право.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

Распространение оригинала  или экземпляров опубликованной фонограммы.

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации  путем их продажи или иного  отчуждения, дальнейшее распространение  оригинала или экземпляров допускается  без согласия обладателя исключительного  права на фонограмму и без выплаты  ему вознаграждения.

Статья 1343.

Отчуждение оригинала  произведения и исключительное право  публикатора на произведение.

1. При отчуждении оригинала  произведения (рукописи, оригинала  произведения живописи, скульптуры  или другого подобного произведения) его собственником, обладающим  исключительным правом публикатора  на отчуждаемое произведение, это  исключительное право переходит  к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено  иное.

2. Если исключительное  право публикатора на произведение  не перешло к приобретателю  оригинала произведения, приобретатель  вправе без согласия обладателя  исключительного права публикатора  использовать оригинал произведения  способами, указанными в абзаце  втором пункта 1 статьи 1291 настоящего  Кодекса.

Статья 1291.

Отчуждение оригинала  произведения и исключительное право  на произведение.

 

1. При отчуждении автором  оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении  оригинала произведения по договору  авторского заказа, исключительное  право на произведение сохраняется  за автором, если договором  не предусмотрено иное.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло  к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный  в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах  выставок и в изданиях, посвященных  его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для  демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

2. При отчуждении оригинала  произведения его собственником,  обладающим исключительным правом  на произведение, но не являющимся  автором произведения, исключительное  право на произведение переходит  к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено  иное.

3. Правила настоящей статьи, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников  автора, их наследников и так  далее в пределах срока действия  исключительного права на произведение.

 

Действовавший до принятия IV части ГК РФ Закон «Об авторском  праве и смежных правах» в  целях обозначения всех принадлежащих  автору прав применял понятие «авторские права», выделяя в их составе бессрочно  охраняемые личные неимущественные  права, и охраняемые в течение  жизни автора, а так же в течение 70 лет  после его смерти, имущественные  права, которые в ряде статей именовались  исключительными правами. С вступлением  в силу IV части ГК данная норма  в части сроков охраны практически  не изменилась, вместе с тем терминология, используемая для обозначения и  классификации прав, приведена к  определенному единообразию. Так, в  ГК РФ введен новый термин «интеллектуальные  права» (по сути, заменивший ранее действовавший  термин «авторские права»). Интеллектуальные права включают: исключительное право, являющееся имущественным правом, и, в определенных ГК РФ случаях, личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа  и другие).

 

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства  приведен в статье 1255 ГК РФ.  Согласно данному перечню, автору произведения принадлежат следующие  права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование  произведения.

Особо ГК выделяет случаи, когда  автору произведения кроме указанных  выше прав принадлежат другие права, такие как право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям  изобразительного искусства.

 

Вопрос № 2.

Правовой режим  служебных произведений.

Ст. 14 Закона содержит следующую  формулировку: служебное произведение – "произведение, созданное в  порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя". Таким образом, при определении  правового режима созданного произведения будут иметь значение следующие  моменты:

1) были ли стороны правоотношения  во время создания произведения  связаны трудовым договором?

2) входило ли создание  данного произведения в служебные  обязанности работника?

При решении данных вопросов определяющее значение имеют нормы  трудового права. Так, ст. 56 Трудового  кодекса РФ (ТК) содержит следующие  положения:

Трудовой договор –  соглашение между работодателем  и работником, в соответствии с  которым работодатель обязуется  предоставить работнику работу по обусловленной  трудовой функции, обеспечивать условия  труда, предусмотренные настоящим  Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового  права, своевременно и в полном размере  выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично  выполнять определенную этим соглашением  трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Правовой режим служебного произведения закреплен в Законе в виде диспозитивной нормы. Закон  устанавливает общий порядок  распределения прав и обязанностей между работником и работодателем, который применяется, если договором  между сторонами правоотношения не предусмотрен иной.

Общий режим служебного произведения складывается из следующих положений:

1) авторское право на  служебное произведение принадлежит  автору служебного произведения;

2) исключительные права  на использование служебного  произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в  трудовых отношениях (работодателю);

3) размер авторского вознаграждения  за каждый вид использования  служебного произведения и порядок  его выплаты устанавливаются  договором между автором и  работодателем.

4) работодатель вправе  при любом использовании служебного  произведения указывать свое  наименование либо требовать  такого указания.

Согласно Закону, автором  произведения может быть только физическое лицо (в отличие от законодательства многих зарубежных стран, по которому автором могут быть признаны и  организации). Таким образом, за работником признаются авторские права на созданное  им служебное произведение. Однако в рамках данного правоотношения необходимо соблюдение баланса интересов  работника-автора и работодателя, по заданию и в интересах которого создается произведение. Законодатель решает этот вопрос, передавая работодателю исключительные права на использование  произведения и право на указание своего наименования. Значит, говоря об авторских правах работника на служебное  произведение, законодатель прежде всего  имеет в виду личные неимущественные  права, которые, будучи тесно связаны  с личностью автора, не могут быть переданы работодателю. Эти права  перечислены в ст. 15 Закона:

  • право авторства – право признаваться автором произведения;
  • право на имя – право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно;
  • право на обнародование – право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме;
  • право на защиту репутации автора – право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Автор служебного произведения не имеет права на отзыв (отказ  от ранее принятого решения об обнародовании произведения), что  защищает работодателя от принятия автором  решения об изъятии произведения из оборота.

За автором служебного произведения сохраняется право  на обнародование: работодатель без  его согласия не вправе решить вопрос о готовности произведения и обнародовать его. Таким образом, часто автор  имеет возможность самостоятельно определить правовой режим произведения, т. е. передать его работодателю и  сделать служебным либо самостоятельно реализовывать все авторские  права. Однако автор как сторона  трудового договора связан его условиями, и его отказ дать согласие на обнародование  может повлечь ответственность  согласно нормам трудового права.

Основной смысл права  на защиту репутации автора для работодателя заключается в том, что он не может  внести в произведение какие-либо изменения  без согласия автора. Однако, как  и с правом на обнародование, автор  может быть вынужден дать согласие на переработку или самостоятельно осуществить ее под угрозой ответственности  за нарушение условий трудового  договора.

 

Задача.

Согласно Гражданского кодекса  РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 статьи № 1335: Распространение оригинала или  экземпляров опубликованной фонограммы.

Диск с фильмом выпущен  в 2009 году, который был снят в 1992 году, следовательно был введён в гражданский  оборот на территории Российской Федерации  путем их продажи или иного  отчуждения, а дальнейшее распространение  оригинала или экземпляров допускается  без согласия обладателя исключительного  права на фонограмму и без выплаты  ему вознаграждения.


Информация о работе Авторское право