Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Административный надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.
Административный надзор должен отвечать современным потребностям государства, так как без данного института невозможно осуществлять эффективное публичное управление.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА……………...5
1.1 Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………5
1.2 Административный надзор: понятие, характерные черты, особенности осуществления…………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА…………………...19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор…………………………………...19
2.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....23
2.3 Надзор в области пожарной безопасности…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………33

Файлы: 1 файл

Административное.docx

— 67.89 Кб (Скачать файл)

4.временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных предусмотренных случаях;

5.запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

6.запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

7.запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определенных неисправностей, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр;

8.останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

9.отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;

10.составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;

11.осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

12.осуществлять в предусмотренных КоАП РФ случаях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места и др.27

Вывод: Надзор за безопасностью дорожного движения – это самостоятельный вид деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения, осуществляемый в соответствии с законами и актами в отношении неподчиненных государственных органов, учреждений, организаций, объединений, независимо от форм собственности граждан, за выполнением точных и неуклонных предписаний законов и актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений , а также восстановления предписанного порядка и привлечения нарушителей к ответственности.

 

2.3 Надзор в области  пожарной безопасности

Государственный пожарный надзор осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Государственный пожарный надзор - это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.28

К органам государственного пожарного надзора относятся:

1.структурное подразделение центрального аппарата Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2.управления государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3.управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4.отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.29

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

1.организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2.проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3.ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

4.осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

5.определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

6.осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

7.рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.30

Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право:

1.осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2.проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений ;

3.требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

4.входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и угрозу безопасности людей;

5.давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

6.проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

7.приостанавливать в порядке, установленном законодательством РФ, полностью или частично работу производственных участков, агрегатов, эксплуатацию помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей, если это не влечет за собой прекращения функционирования здания (сооружения) или производства в целом;

8.вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

9.участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

10.составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.31

Вывод: Государственный Пожарный Надзор осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о пожарной безопасности, должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Основной задачей ГПН является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как способ обеспечения законности и дисциплины административный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляемую в отношении организационно неподчиненных органов , предприятий, учреждений, организаций, а также граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, требований, стандартов с целью предупреждения и пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности.

Для административного надзора характерны следующие признаки:

· отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

· возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

· невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

· наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

· наличие у субъекта надзора юрисдикционных полномочий - возможности самостоятельного рассмотрения определенных дел и применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам.

Основным методом административного надзора является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе уполномоченного органа.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг.

Таким образом, с помощью административного надзора, как одного из способов обеспечения законности в сфере государственного управления, государство поддерживает правопорядок в стране. Осуществляется административный надзор при помощи специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, независимо от ведомственных границ и форм собственности. Направлен надзор на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органов исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.1 Нормативные правовые  акты РФ:

1. Конституция Российской  Федерации 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001 действующая редакция от 20.04.2014)

3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

4. Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 (ред. от 10.01.2003) "О стандартизации"

5. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения "(С изменениями и дополнениями от:4 апреля 2014 г. )

6. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 Положение о Государственной инспекции Безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 03.05.2005 N 497)

7. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"

 

1.2 Научная и учебная литература:

8.  Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник. М.: «Зерцало - М». 2012.С-120.

9. Административное право: Учебник // под ред. Ю.М. Козлова, А.Л. Попова. - М.: Юрид. Литература, 2011.С.318.

10.Административное право: Учебник / под ред. А.В. Севрюгина. - М.: Юристъ, 2012.С 86.

11. Административное право: Учебник / под ред. П.Т. Василенко. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с

Информация о работе Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти