Административные процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Изучите рекомендованную литературу, назовите основные виды административных процедур и их стадии. Раскройте содержание стадий административных процедур и дайте им характеристику.
Задание 2. В соответствии с установленными законодательством требованиями, по произвольной фабуле от имени должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, вынесете определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Файлы: 1 файл

АПП контрольная.docx

— 46.85 Кб (Скачать файл)

 

Задание 1.  Изучите рекомендованную литературу, назовите основные виды административных процедур и их стадии. Раскройте содержание стадий административных процедур и дайте им характеристику.

 

Решение проблем правового  регулирования административных процедур в современных условиях является первостепенной задачей. Это обеспечит более эффективную защиту прав и свобод граждан и юридических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Подобные отношения базируются на нормах основного закона - Конституции РФ (ст.34, 35). Эти нормы гарантируют свободу предпринимательства и частной собственности. Необходим закон об общей административной процедуре по реализации этих норм Конституции, обеспечению интересов граждан в этом плане. В целом речь идет о создании должной правовой нормы юридического факта, порождающего административно-правовые отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Подобное законодательство имеет свое целевое назначение, связанное  в первую очередь с определением правового статуса субъектов, участвующих  в административных процедурах, а  также с необходимостью правового  урегулирования стадий осуществления  административных процедур и определения  основных принципов осуществления  административных процедур.

Исходя из поставленных целей, задачами законодательства об административных процедурах являются:

• обеспечение условий  и порядка рассмотрения и разрешения административных дел, а также жалоб  на решения по ним;

• установление гарантий защиты прав граждан и организаций;

• обеспечение открытости и публичности для общественного  контроля производства по административным делам;

• предупреждение должностных  правонарушений в этой области;

• содействие рациональной организации работы аппарата органов государственной власти и органов местного самоуправления. 1

С точки зрения права административные процедуры - это установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, а также обжалования  и пересмотра решений по административным делам.

В науке административного  права юридический процесс охватывает различные процедуры. В широком  смысле процедуры понимаются как  способы упорядочения деятельности. Понимание процедур в позитивном смысле привело ученых к исследованию управленческих процедур, охватывающих различные виды управленческой деятельности (нормотворчества, контроля, реализации прав и обязанностей граждан, организации  работы органов и т.п.).

Есть наиболее общепринятое понятие административной процедуры: нормативно установленный порядок, последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

Под законодательным регулированием административных процедур понимается введение единых процессуальных правил построения взаимоотношений между  государственными органами и гражданами: принятие индивидуальных актов административными  органами, их изменение, обжалование  и отмена.

К элементам административной процедуры относятся:

• процедурные правила, предназначенные  для легального применения материально-компетенционных норм;

• набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых  субъектами компетенции;

• стадии деятельности субъектов, последовательность совершения юридических  действий.

Законодательство об административных процедурах состоит из федеральных  законов, а также законов субъектов  РФ, устанавливающих правила рассмотрения и разрешения административных дел  коллегиальными органами и должностными лицами. В январе 2001 года был внесен законопроект ФЗ «Об административных процедурах». Федеральный закон (проект) об административных процедурах устанавливал основные начала и порядок осуществления управленческой деятельности по предоставлению, удостоверению, регистрации или приостановлению (прекращению) определенных правомочий организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Однако Государственной думой Федерального собрания РФ от 11.06.2009 проект Федерального закона N 64090-3 "Об административных процедурах", внесенный В.В. Похмелкиным был отклонен.

Рассмотрение отдельных  видов административных процедур, а  также форм их реализации позволяет  сделать вывод, что административные процедуры могут возникать как  по инициативе граждан и организаций, так и по инициативе органов государственного управления. Таким образом, основными  участниками (сторонами) в административных процедурах являются: 1) лицо, заинтересованное в реализации своих прав и обязанностей в сфере государственного управления (граждане и их организации); 2) орган  исполнительной власти (должностное  лицо этого органа), который компетентен принимать индивидуальные правовые акты, позволяющие реализовывать эти права и обязанности. В качестве заинтересованной стороны в административных процедурах может выступать одновременно не одно, а два и более граждан или организаций.

В рамках административных процедур не применяются меры административного  принуждения, не разрешаются споры  и не рассматриваются жалобы граждан  и организаций на действия и решения  органов государственной администрации. Поэтому в этом виде административного процесса нет тяжущихся сторон. Между заинтересованным лицом и административным органом, участвующими в административных процедурах, возникает регулятивное процессуальное правоотношение, в котором орган исполнительной власти выступает не в роли арбитра, а в роли организатора, обеспечивающего реализацию в сфере государственного управления прав или обязанностей заинтересованного лица, предусмотренных соответствующими материальными нормами права.

В административно-юрисдикционном и административно-юстиционном процессах важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых судья или орган государственного управления (должностное лицо) устанавливают наличие либо отсутствие факта административного правонарушения, виновность лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В данных видах административного процесса граждане и организации предоставляют доказательства на основе принципа диспозитивности. В административно-процедурном процессе на граждан и организации возложена обязанность предоставлять компетентному административному органу (должностному лицу) необходимые для разрешения дела надлежаще оформленные документы и иные материалы, а также ответственность за их достоверность. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации.2

Органы исполнительной власти, участвующие в административных процедурах, должны быть активны и  самостоятельны в совершении юридических  действий и принятии решений, направленных на законное разрешение дела. Активность органа государственного управления должна проявляться даже в том случае, когда рассматриваемое дело возбуждается не по его инициативе, а по инициативе заинтересованных лиц: граждан и их организаций. Административный орган не связан мнением граждан или организаций о необходимости совершения тех или иных процессуальных действий, принятия промежуточных решений; он вправе самостоятельно, по своей инициативе осуществлять проверки по обстоятельствам дела, назначать экспертизы, вызывать специалистов и т.п.

Наряду с обязанностью органов государственного управления информировать граждан и организации  о решениях, принятых в рамках административных процедур, существует также обязанность  предоставления органами государственной  администрации заинтересованным лицам информации, необходимой последним для реализации прав и исполнения обязанностей в сфере государственного управления.

Можно выделить следующий примерный перечень административных процедур:

1) организационные (распорядок  работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);

2) принятие решений (правовых  актов, устных решений и др.);

3) использование информации (документооборот, информационное  обслуживание);

4) решение функциональных  задач (экономических, финансовых  и др.);

5) делегирование полномочий;

6) совершение юридических  действий (лицензирование и т.п.);

7) проведение координации; 

8) осуществление контроля;

9) деятельность в рамках  целевых программ;

10) рассмотрение обращений  граждан; 

11) рассмотрение предложений  общественных объединений; 

12) разрешение разногласий  и споров;

13) действия в экстремальных  ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);

14) порядок реорганизации  и упразднения организаций; 

15) международные и смешанные  процедуры. 

Как уже отмечалось выше, административные процедуры как  составная часть административного  процесса включает в себя несколько  последовательно сменяющих друг друга стадий. В общей теории юридического процесса под стадиями обычно понимаются относительно самостоятельные этапы  процесса, на каждом из которых решаются специфические задачи производства и с этой целью совершаются  строго определенные правовыми нормами  юридические действия и составляются (издаются) юридические документы (правовые акты). В административно-правовой литературе, как правило, выделяют следующие общие стадии административного процесса:

  1. Возбуждение   административного   дела   и   его   предварительное расследование (предварительная проверка материалов);
  2. Рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие по этому делу решения (административного акта);

3) Обжалование       и       опротестование       (пересмотр)       решения (административного акта) по делу.

4) Исполнение принятого по делу решения (административного акта).3

Некоторые авторы выделяют из состава первой и второй указанных выше стадий в качестве самостоятельных дополнительные стадии. Так, например, В. А. Лория выделяет в качестве самостоятельных стадий возбуждение административного производства и предварительное выяснение фактических обстоятельств дела (предварительное расследование).4

Коренев называет в качестве самостоятельных стадий административного процесса рассмотрение дела и принятие по делу решения

Анализ действующего законодательства, регулирующего административные процедуры, позволяет сделать вывод, что  в административно-процедурном процессе существуют следующие стадии:

- Возбуждение     административного     дела     и     предварительное рассмотрение материалов;

- Рассмотрение     дела     по     существу     компетентным     органом (должностным лицом) и принятие по этому делу индивидуального правового акта;

- Обжалование решения по делу (факультативная стадия);

- Исполнение   принятого   по   делу   решения   (в   ряде   случаев  факультативная стадия).

Первая стадия осуществления  административных процедур возбуждение  дела. В случае инициирования процедур гражданами или организациями дело об административных процедурах возбуждается органом исполнительной власти (должностным  лицом) путем принятия к рассмотрению соответствующего обращения, в котором  излагается просьба заявителя о  предоставлении ему конкретного  права, либо определенного правового  статуса, либо разрешения на совершение какого-либо юридического действия, либо об установлении каких-либо юридических  фактов. К обращению должны прилагаться  предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы, необходимые для разрешения дела.

При приеме обращения и  прилагаемых документов орган исполнительной власти (должностное лицо) должен рассмотреть следующие вопросы : а) Представлено ли обращение самим заявителем либо надлежащим образом уполномоченным им лицом? б) Подведомственны ли данному органу вопросы, содержащиеся в обращении и требующие разрешения? в) Соблюдены  ли установленные законодательством  требования  к оформлению представляемого обращения? г) Представлены ли заявителем все необходимые в соответствии с законодательством документы и материалы, прилагаемые к обращению, и оформлены ли они надлежащим образом? д) Уплачены   ли   заявителем   в   установленном   законодательством порядке и размерах государственная пошлина, регистрационный сбор либо иные обязательные платежи при подаче обращения?

Рассмотрение этих вопросов осуществляется, как правило, в присутствии  заявителя или уполномоченного  им лица. Только после рассмотрения данных вопросов и получения на них  утвердительных ответов уполномоченное должностное лицо органа исполнительной власти вправе принимать обращения  граждан и организаций. По окончании  приема представленных заявителем документов производится их регистрация, о чем  делается соответствующая запись в  регистрационной книге (журнале). В  случае неудовлетворительного ответа хотя бы на один из сформулированных выше вопросов, должностное лицо органа государственной администрации  обязано отказать заявителю в  принятии обращения с разъяснением причин отказа.

Информация о работе Административные процедуры