Административные правонарушения. Виды административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы".

Файлы: 1 файл

Реферат по ПОПД.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

технический университет

 

 

 

 

Факультет: Экономики и  менеджмента 

Кафедра: «Экономики и финансов»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

 

Административные правонарушения. Виды административных наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 2БДтк-1                                              Ю.Е. Мелентьева

Преподаватель                                                                            А.В. Одинец

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов,  муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,  независимого правосудия,  но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и главное, формирование высокого уровня  правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и  обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей  суверенитет, источник которого - народ Украины.  Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность.  Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию,  созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Это потребует высокопрофессионального  состава юристов и достаточной  правовой грамотности государственных служащих и других лиц,  занятых юридической деятельностью. Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права.  Административное право занимает ведущее  место  среди  остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражданами  возникают  постоянно  административно-правовые отношения и любой  юрист обязан знать и четко ориентироваться в административно-правовых нормах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятия, признаки и юридический состав административного правонарушения

В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативны- ми понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное наказание.

Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться  законодательством. Так, установлено, что в определенных случаях за преступления могут применяться  меры административной ответственности. Некоторые правонарушения имеют  сложный правовой характер, являясь  одновременно дисциплинарными и  административными. В литературе они  называются административно-дисциплинарными  правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в "чистом" виде, хотя административная ответственность  и в этих случаях наступает  как за административное правонарушение.

В законодательстве понятие  административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик  от 23 октября 1980 года. С уточнением оно  воспринято КоАП РФ. Согласно ст. 2.1 Кодекса  административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный  или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Учебное определение административного  проступка может быть следующим. Под административным правонарушением  понимается общественно-опасное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами  административного права предусмотрено  административное наказание.

Вместе с тем административный проступок отличается от других правонарушений специфическими признаками: степенью общественной опасности, административной противоправностью и административной наказуемостью.

Исходным в характеристике правонарушений является понятие деяния это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).

Бездействие есть пассивное  невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и  бездействием (например, нарушение  правил охраны водных ресурсов).

Во всяком правонарушении можно выделить два аспекта, определяющих характер и степень общественной опасности. Характер общественной опасности - это качественная определенность, отличительное свойство конкретного вида правонарушений, именно этим качеством один вид правонарушений отличается от другого. В тех случаях, когда тождественные правонарушения не совпадают по своим фактическим признакам, на практике возникает необходимость количественно измерить опасность правонарушения того или иного вида. В качестве такого "мерила" выступает степень общественной опасности. Характер деяния учитывает важность охраняемых административных правоотношений, нарушаемых правонарушением.

Степень общественной опасности  указывает на интенсивность деяния: действие или бездействие, размер вреда, другие качества деяния. Степень общественной опасности как признак административного  правонарушения в приведенной дефиниции  отсутствует, но он весьма важен для  отграничения административного проступка  от преступления. Этот вопрос остается дискуссионным, но все мнения по этой проблеме можно свести к двум группам. Сторонники первой исходят из материального  единства правонарушений и утверждают, что всем противоправным деяниям  присуща определенная общественная опасность и что между собой  они отличаются лишь степенью такой  опасности. Сторонники другой исходят  из качественного различия между  преступлениями и проступками и  считают, что только первые являются общественно опасными, а другим правонарушениям, в том числе и административным проступком, она не присуща. Последние  лишь общественно вредны. Преступления и административные проступки характеризуются внутренне присущим им объективным качеством - общественной опасностью, то есть основным признаком, суть которого состоит в реальном причинении или возможности причинения общественным отношениям того или иного конкретного определенного вреда.

Материальным признаком  административных проступков, как и  иных правонарушений, выступает их общественная опасность, которая и  является выражением определенной степени  их антиобщественной сущности. Именно степень общественной опасности  служит тем критерием, по которому административные проступки и преступления отличаются друг от друга. Причем нередко одно и то же деяние может рассматриваться как преступление, а при определенных обстоятельствах - как проступок. При этом весьма важным является выяснение количественно-качественного содержания опасности путем изучения важности нарушаемых общественных отношений и степени причинения или возможности причинения им реального вреда.

Когда мы говорим о мелком хулиганстве, хулиганстве, злостном хулиганстве, мы уже оперируем определенными  качественными категориями. Подразумеваемая  здесь количественная оценка лишь дает представление о качественной определенности деяний, и только анализ конкретных фактов, относящихся к данному  виду правонарушений, позволит качественно  охарактеризовать общественную опасность  анализируемого деяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Административная противоправность

Административная противоправность как признак административного проступка заключается в его запрещенности соответствующей административной нормой под страхом применения к виновному в его совершении мер воздействия, предусмотренных санкцией соответствующей нормы права.

Характер и степень  общественной опасности (объективное  свойство правонарушения) находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, то есть в признаке, в котором  законодатель с большей или меньшей  степенью полноты фиксирует отраженные, познанные социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, наполняет признак противоправности количественными характеристиками, позволяющими правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение. Данный признак обусловливается наличием нормативных оснований ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Административная наказуемость

Административная наказуемость как признак состоит в угрозе применения и в реальном применении мер государственного принуждения к виновным в совершении административного проступка. Этот признак, как это видно из ст. 2.1 КоАП, указывает, что за совершение административного проступка предусматривается административная ответственность, то есть применение административных наказаний, а не уголовно-правовых и иных мер воздействия.

Наказуемость как признак  любого противоправного деяния органически  включает в себя два элемента: во-первых, угрозу как потенциальную возможность  применения наказания в случае, если правонарушение будет совершено, и  во-вторых, административное наказание, если правонарушение уже совершено. Предусмотренная ст. 2.9 Кодекса РФ возможность передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации  или трудового коллектива не отрицает признак наказуемости, а, наоборот, свидетельствует о расширении государством арсенала средств борьбы с административными  проступками. Иное представление о  важности общественного воздействия (мнения) в борьбе с правонарушениями привело бы к недооценке принципа неотвратимости наказания, превентивной роли правовых норм и воспитательного  воздействия органов общественности и трудовых коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Состав административного правонарушения

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям  элементов их составов.

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, но его содержанием  обосновывается правомерность и  сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность.

Состав административного  проступка, как и иного правонарушения, образуется из следующих элементов: объекта, объективной и субъективной сторон, субъекта.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраняемые мерами административной ответственности. При этом не все управленческие отношения выступают как объект административного проступка, а лишь те из них, которые регулируются административно-правовыми нормами, обеспеченными санкциями в виде конкретных административных наказаний.

Каждое деяние, образующее административный проступок, посягает на конкретные общественные отношения, складывающиеся в определенных областях общественной жизни.

Для определения состава  проступка необходимо установить, что  действиями нарушителя причинен вред конкретным общественным отношениям.

Информация о работе Административные правонарушения. Виды административных наказаний