Административные правонарушения и ответственность по ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Правонарушение - это разновидность антисоциального, противоправного поведения. «При определении в законодательстве правонарушений и санкций (санкцией правовой нормы называется указание меры государственного принуждения, применяемые за ее нарушение) принимают во внимание следующие правила: во-первых, чем строже санкция, тем детальнее должно быть описано правонарушение, за которое она применяется; во-вторых, при наказании правонарушителя или наложении на него взыскания санкция должна допускать выбор между различными мерами (и сроками) наказания или взыскания с учетом обстоятельств дела и личности виновного».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие административное правонарушение и его признаки…………..5
2. Основания административной ответственности……………………...….9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………….….…..17

Файлы: 1 файл

Свинцова.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

      Профессор А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.     

      В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.     

      В приведенных понятиях отмечается, что  административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.     

      Свое  понимание этого вопроса выдвигает  проф. Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.      

      В настоящее время, согласно концепции  нового Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых на его основе законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. И если Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, безусловно, занимая особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, представлял собой самый большой по объему нормативный акт в данной области, то новый Кодекс должен стать единственным кодифицированным федеральным законодательным актом, устанавливающим ответственность за административные правонарушения.     

      Таким образом, определив в статье 2.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  понятие административного правонарушения, законодатель исключил возможность  установления административной ответственности  иными федеральными законами, помимо самого Кодекса, хотя в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации такая возможность и была предусмотрена. Поэтому впредь административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне только путем внесения изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.      

      Законодатель  дифференцированно подошел к  определению понятия вины физических и юридических лиц. Определив  в общем виде понятие вины в форме умысла или неосторожности в классическом ее понимании, т.е. как психического отношения лица и к совершаемому им действию (бездействию), и к его последствиям, законодатель в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина, изложенными в письме на имя Председателя Совета Федерации Е. Строева и Председателя Государственной Думы Российской Федерации Г. Селезнева, специально предусмотрел, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.      

      Проблема  ответственности юридических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов различной формы собственности, возникла под влиянием потребностей самой жизни, новых экономических условий. Тем более, что случаи нарушения законов российскими предприятиями множились.    

      В Особенной части Кодекса содержится систематизированный перечень составов административных правонарушений с  указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение.      

      В новый Кодекс перенесен ряд норм из Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которые доказали свою эффективность в правоприменительной практике.      

      Для осуществления полной кодификации  законодательства об административных правонарушениях в Особенную часть Кодекса включены все принимаемые на федеральном уровне нормы об административной ответственности. Перенесены составы административных правонарушений и установлены виды ответственности за их совершение из Таможенного, Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.      

      В результате преобразований в структуре  федеральных надзорных органов заметно изменился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Впервые в Кодекс включены органы, осуществляющие охрану территорий государственных природных заповедников и национальных парков; органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль; органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; федеральные органы налоговой полиции; органы валютного и экспортного контроля, военные комиссары, и другие.      

      В то же время такие органы, как  комиссии по борьбе с пьянством, административные комиссии в качестве субъектов административной юрисдикции на федеральном уровне не предусмотрены. При необходимости субъект Российской Федерации может создать подобные органы для рассмотрения дел о правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта. Установлены правовые основы наделения должностных лиц федеральных органов исполнительной власти юрисдикционными полномочиями. Дела об административных правонарушениях могут рассматривать лишь руководители соответствующих федеральных органов, учреждений и их заместители, руководители структурных подразделений и территориальных органов и их заместители и иные должностные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции. Подобное ограничение должно способствовать укреплению законности при проведении административного производства органами исполнительной власти.      

      В соответствии с мировой практикой  в целях усиления гарантий прав и  свобод человека существенно расширена  компетенция судей за счет отнесения  к их ведению назначения (помимо административного ареста) ряда других административных наказаний: возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации.      

      Таким образом, новый Кодекс об административных правонарушениях закрепляет демократичные  по своей сути процедуры применения мер административного принуждения в связи с совершением административных правонарушений, гарантирующие соблюдение прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.

Заключение 
 

    В последние годы в России было принято  множество законов и других нормативных  актов по организации и деятельности органов исполнительной власти. Однако порядок их функционирования, вопросы  процедуры еще не нашли необходимого правового закрепления. Процессуальные нормы  общего характера содержатся по существу лишь в Кодексе об административных правонарушениях РФ, в котором  административная процедура лишь частично урегулирована.  Рассмотрение органами исполнительной власти  заявлений  граждан по их индивидуальным делам,  не носящим характера административных правонарушений, и в особенности  нормотворческая процедура, не получило еще должного нормативного регулирования. Из-за этого российские  граждане и юридические лица  остаются зачастую беспомощными перед лицом  нашей  бюрократии.

    Во  многих развитых зарубежных странах  порядок работы административных учреждений уже давно регулируется комплексными  правовыми актами. В этом отношении  выделяются  в особенности Соединенные  Штаты Америки. Здесь административная процедура урегулирована полностью. Подробно регламентированы все виды административной деятельности: нормотворчество, а также  исполнительная,  правоприменительная, правоохранительная деятельность - то, что  американцы  называют  административной  юстицией или квазисудебной деятельностью. Практически все действия  административных  учреждений и их должностных лиц, кроме тех, о которых  есть специальные  оговорки в законах, охватываются нормами  административно-процессуального права. Урегулированы также все стадии административного процесса: от расследования  и сбора  информации, подготовки проекта нормативного  или индивидуального  акта, рассмотрения его в открытом заседании, принятия по нему решения, обнародования  этого решения до обжалования его в вышестоящие органы и затем в суд, рассмотрения  и вынесения судом постановления  по административному делу. Причем упор в праве делается на процессуальные гарантии прав частных лиц, физических и юридических. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

    1. Агапов  А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2009.
    2. Административное право. Учебник/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2010.
    3. Административная деятельность ОВД /Под ред. А.П. Коренева. М., 2008.
    4. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009. Т.1.
    5. Алексеев С.С. Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск, 2008, T.I.
    6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 2010.
    7. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов.М.:Норма-Инфра-М., 2010.

Информация о работе Административные правонарушения и ответственность по ним