Административные правонарушения и административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:08, реферат

Описание работы

Новый Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации1 в целом сохраняет прежние подходы к характеристике признаков административного правонарушения, определяя его как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………………….4
1.1 Административное правонарушение как фактическое основание
административной ответственности………………………………………………………..4
1.2 Предметная классификация видов административных правонарушений……………...10
1.3 Понятие, виды и основные черты административной ответственности………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………....14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

административка реферат.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра права и истории 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине правоведение.

Тема: Административные правонарушения и

административная ответственность. 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент: Капустин Руслан Владиславович

Гр.1307   ТЭФ  курс 3

Проверил: доцент Макаревич Марина Леонидовна 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт - Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ И                                                                                                                                                         АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………………….4

1.1 Административное правонарушение как фактическое основание

      административной ответственности………………………………………………………..4

1.2 Предметная классификация видов административных правонарушений……………...10

1.3 Понятие, виды и основные черты административной ответственности………………..11

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………....14

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………………………….15 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Понятие административного правонарушения впервые было дано в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 г.

       Новый Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации1 в целом сохраняет прежние подходы к характеристике признаков административного правонарушения, определяя его как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность».

     Законодательное определение административного  правонарушения соединяет, таким образом, все его существенные формальные и материальные признаки. Это, во-первых, противоправное, во-вторых, виновное и, в-третьих, административно наказуемое деяние (действие или бездействие). Содержание каждого из названных признаков в общем достаточно ясно.

     Противоправность  как формальный признак административного правонарушения состоит в том, что соответствующим действием или бездействием нарушается норма права, которая по своей отраслевой принадлежности может быть не только нормой административного права, но и конституционного, земельного, гражданского, налогового, бюджетного, банковского, экологического и других правовых отраслей.

     Специфика, административных правонарушений состоит  в том, что сами правовые запреты закреплены главным образом не в КоАП РФ, а в иных федеральных и региональных законах (противопожарном, санитарном, таможенном, антимонопольном и другом законодательстве), а также в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти.

 

     1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И    АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

     1.1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

     Административное  правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения  и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

     Административная  наказуемость является для административных правонарушений признаком формальным, служащим для их отграничения от преступлений, дисциплинарных проступков, налоговых или иных правонарушений.

     Виновность — материальный признак правонарушения и универсальное условие любой юридической ответственности. Применительно к административным правонарушениям физических лиц этот признак предполагает их вину в форме умысла либо неосторожности. Установление же виновности в правонарушениях юридических лиц предполагает оценку принятия организацией всех зависящих от нее мер по соблюдению норм и правил и наличия возможности их соблюдения.

     Следует выделять еще один материальный признак  административного правонарушения — его общественную вредность, которую надлежит рассматривать как меньшую по своей степени в сравнении с преступлениями. Выделение этого признака и его обозначение через категорию общественной опасности является в административно-правовой науке до настоящего времени дискуссионным. Сам КоАП РФ в отличие, например, от прежней редакции Таможенного кодекса РФ2 не увязывает административные правонарушения с признаком общественной опасности. КоАП РФ, как и КоАП РФ РСФСР, употребляет другое понятие — «вредные последствия», что и позволило ввести в научный оборот признак общественной вредности административного правонарушения. Содержанию этого признака, однако, не противоречит его пониманию как «меньшей» по сравнению с уголовно-правовыми деяниями общественной опасности. Законодательство свидетельствует в пользу этого: наличие целого ряда пограничных составов преступлений и административных правонарушений и их разграничение по оценочным или формально-стоимостным критериям; придание мерам административной ответственности статуса наказаний; частичное совпадение (а по административному штрафу даже превышение) количественных характеристик отдельных административных и уголовных наказаний; исключение из круга задач современного законодательства об административных правонарушениях воспитательного элемента (как и в УК РФ) и т.д. Веским доводом в пользу общественной опасности административных правонарушений следует расценивать также установление (хотя и в единичных случаях, в порядке исключения) уголовной ответственности при неоднократности соответствующего административного правонарушения.3

     Рассмотренные признаки в их совокупности составляют общую юридическую характеристику административного правонарушения как поведенческого акта, влекущего административную ответственность. Однако в качестве ее фактического основания в каждом случае они применяться не могут, поскольку саму модель противоправного и наказуемого деяния не конкретизируют.

     Фактическим основанием административной ответственности выступает состав административного правонарушения — совокупность предусмотренных КоАП РФ или законом субъекта РФ объективных и субъективных признаков, определяющих соответствующее деяние как конкретный вид административного правонарушения (мелкое хулиганство, нарушение требований режима чрезвычайного положения, обман потребителей, нарушение режима Государственной границы и т.д.). Состав административного правонарушения аналогично преступлению охватывает четыре следующих элемента: объект и объективную сторону правонарушения, субъект и субъективную сторону правонарушения.

     При характеристике объекта правонарушения принято выделять общий, родовой и непосредственный объекты. Общий объект административного правонарушения — это охраняемые административным, а также другим законодательством общественные отношения, на которые посягает любое деяние, являющееся административным правонарушением.

     Родовым объектом следует считать комплекс однородных по своему содержанию общественных отношений. В качестве родовых объектов административных правонарушений новый КоАП РФ рассматривает: личность, ее права и свободы; здоровье граждан и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественную нравственность; окружающую среду; порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественную безопасность; собственность и законные экономические интересы субъектов права.

     Непосредственным  объектом административного правонарушения являются те конкретные охраняемые законом общественные отношения (видовые в рамках родового объекта), на которые и посягает в каждом случае деяние, отнесенное к соответствующему составу административного правонарушения.

     Так, непосредственным объектом при злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3) выступают отношения по исполнению указанными представителями власти служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Непосредственным же объектом при мелком хищении являются отношения частной либо муниципальной и другой собственности по поводу конкретного имущества.

     Следует особо подчеркнуть, что новый  КоАП РФ четко разграничивает непосредственный объект и предмет административного правонарушения, к которому относится конкретный материальный объект посягательства: похищенное имущество; незаконно добытые охотой или рыбной ловлей животные и рыба; фашистская атрибутика или символика; наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги; телефоны-автоматы; товарный знак; этиловый спирт (при его незаконном производстве, поставке или закупке и т.д.); форменная одежда государственных военизированных и других организаций (при ее незаконном ношении) и т.д.

     Объективная сторона состава административного правонарушения — совокупность его объективных признаков, нормативно (в статьях Особенной части КоАП РФ и законов субъектов РФ) формулирующих особенности внешнего проявления противоправного и административно наказуемого деяния.

     Признаки объективной стороны административных правонарушений отличаются значительным многообразием. Они характеризуют прежде всего форму и существо (содержание) самого деяния — действия либо бездействия, а также место и время, способ, средства (орудия), предметы, обстоятельства, а также последствия и некоторые иные признаки акта противоправного поведения. Их закрепление в норме КоАП РФ или закона субъекта РФ означает, что влекущим административную ответственность деянием может в каждом конкретном случае признаваться лишь то, в котором присутствуют соответствующие формализованные признаки противоправного деяния. В одних случаях — это степень социально вредных последствий: например, причинение легкого вреда здоровью потерпевшего при нарушении Правил дорожного движения  либо отсутствие значительного размера ущерба при уничтожении (повреждении) чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ, ст. 167 УК). В других — это стоимостная оценка предмета правонарушения (например, при мелком хищении таковая не должна превышать размера в 1 МРОТ) и т.д.

     Многообразие  признаков объективной стороны  административных правонарушений предполагает различные критерии их классификации. Остановимся на тех из них, которые имеют специальное, признанное законодательством юридическое значение для правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях: «формальные» и «материальные», а также «длящиеся», «продолжаемые» и «обычные» составы административных правонарушений.

     К материальным составам административных правонарушений относятся деяния, обязательным признаком объективной стороны которых является причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям. Данные составы формулируются в КоАП РФ и в законах субъектов РФ с использованием таких характеристик противоправного поведения, которые означают фактическое наступление в результате его совершения определенных общественно вредных последствий — «повреждение», «уничтожение», «утрата», «порча», «загрязнение» и т.д. Большинство административных правонарушений, однако, представлено составами формальными, объективная сторона которых не содержит указания на последствия правонарушения. Чаще всего речь здесь идет о нарушениях соответствующих правил, условий, требований, режима и т.д. безотносительно к тому, вызывает ли нарушение норм какие-либо социальные негативные последствия или нет.

     Практическое  значение разграничения формальных и материальных составов связано также с определением момента, когда правонарушение в целях привлечения лица к административной ответственности следует считать оконченным. КоАП РФ РФ института покушения на административное правонарушение за весьма редким исключением не знает. Поэтому административная ответственность за правонарушения с материальным составом возможна лишь с момента фактического наступления соответствующих вредных последствий. При их отсутствии акт противоправного поведения нельзя считать оконченным и он не может влечь административное наказание.

Информация о работе Административные правонарушения и административная ответственность