Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы изучить и получить теоретические знания по данной теме, понять виды и черты административно-правовых отношений, освоить основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Для выполнения установленной цели, в работе поставлены задачи:
- изучить понятие «административно-правовые отношения»;
- разобрать виды и основные черты административно-правовых отношений;
- основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие административно-правовых отношений и их виды.
3. Основные черты административно-правовых отношений.
4. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по административному праву.docx

— 32.25 Кб (Скачать файл)

6. Административно-правовые отношения  возникают по инициативе любой  из сторон. Однако согласие или  желание второй стороны не  является во всех случаях обязательным  условием их возникновения. Они  могут возникать и вопреки  желанию второй стороны или  ее согласию. Этот признак в  наибольшей степени отличает  их от гражданско-правовых отношений.

7. Между сторонами административно-правовых  отношений возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с  правомерностью предпринятых в  его адрес действий исполнительного  органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

8. Для гражданско-правовых отношений  характерна ответственность одной  стороны перед другой. Административным  правом установлен иной порядок  ответственности сторон административно-правовых  отношений в случае нарушения  ими требований административно-правовых  норм. В этом случае ответственность  одной стороны наступает не  перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством  в лице его соответствующего  органа (должностного лица). Объясняется  это тем, что речь идет фактически  о нарушении публично-правовых  интересов в сфере исполнительной  власти. Именно поэтому исполнительные  органы (должностные лица) наделяются  полномочиями по самостоятельному  воздействию на нарушителей требований  административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также  отвечают за нарушение аналогичных  требований (например, дисциплинарная  ответственность работника аппарата  федеральных органов исполнительной  власти перед Президентом или  Правительством РФ).

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ним личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование правоотношений связанных с преступлением и наказанием.

В отличие от гражданско-правового отношения в административно-правовом отношении одной из сторон является субъект, обладающий определенными государственно-властными полномочиями. В юридической литературе такие отношения рассматриваются как отношения власти и подчинения, если имеются так называемые связи между сторонами отношения. Например, когда орган государственного или местного самоуправления, реализуя свою компетенцию, рассматривает заявление или жалобу гражданина либо возлагает на гражданина определенную обязанность. Вертикальные административно-правовые отношения могут возникать между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например, между федеральным министерством и его территориальным органом, между государственным инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений

 

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются:

- при реализации гражданами и их организациями предоставленных им конституционных прав и обязанностей в сфере государственного управления;

- при реализации субъекта публичной администрации (органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов) установленных законодательством РФ функций и полномочий в сфере государственного управления;

- при возникновении административно-правовых споров, гражданин, их организации с органами, осуществляющими функции государственного управления, и их должностными лицами, в том числе споров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

- при нарушении физическими и юридическими лицами установленных законом или иными нормативно-правовыми актами правил и требований, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Для возникновения, изменения или прекращения конкретного административного правоотношения необходим еще и юридический факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

В административном праве к юридическим фактам относятся события: - (стихийное бедствие техногенного или природного характера, рождение, смерть человека);

- действия - правомерные (ликвидация юридического лица, регистрация прав на недвижимость, зачисление в учебное заведение);

- действия - неправомерные (совершение административного правонарушения, незаконное административное задержание, возложение на лицо не предусмотренной законом обязанности и т.п.).

Административные правоотношения возникают только при наличии определенного юридического факта.

Можно отметить так же, что административно-правовые отношения могут возникать как по инициативе органов (должностных лиц) публичной администрации, так и по инициативе граждан и их организаций (должностных лиц).

В связи с этим, можно обратиться к классификации административно-правовых отношений по их назначению и содержанию на внутриорганизационные (внутрисистемные), когда они возникают в рамках одного органа управления, и внешние, когда одним из субъектов такого правоотношения является не подчиненные органу публичной администрации гражданин или организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленными задачами при написании контрольной работы можно сделать следующие выводы.

Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Разобрали также виды административных правоотношений по различным критериям: 1) по основаниям возникновения; 2) в зависимости от назначения административно-правовых норм; 3) по структуре объекта; 4) по соотношению прав и обязанностей сторон; 5) в зависимости от целей деятельности; 6) по составу участников. Соответственно: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивными и охранительными; внутриаппаратными и внеаппаратными.

Административно-правовые отношения и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями: 1)административно-правовые отношения - это властеотношения; 2)выделение субъекта управления в административных правоотношениях; 3)сфера государственного управления - управляемая сфера; 4)сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты; 5)административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений; 6)административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон; 7)возникновение споров между сторонами административно-правовых отношений; 8)порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм.

Возникновение, изменение или прекращение конкретного административного правоотношения происходит только при наличии определенного юридического факта, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Буздалина Е.А. Административное право: Учебное пособие. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2001. – 320 с. (Серия «Учебники XXI века».)

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД ”Зерцало-М”. 2002. – 608 с.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. -  2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 703 с.

4. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 320 с.

5. Овсянко  Д. М. Административное право: Учебное пособие.- Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

 

 

 


Информация о работе Административно-правовые отношения