Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – комплексное исследование административно-правового статуса органов местного самоуправления. Задачами данной работы служит:
- обозначение структуры и видов органов местного самоуправления,
- определение административно-правового статуса органов местного самоуправления в целом, а также отдельных их видов.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления 5
1.1 Понятие, виды органов местного самоуправления 5
1.2 Административно-правовой статус депутата – члена выборного органа местного самоуправления 10
1.3 Административно-правовой статус администрации муниципального образования 15
1.4 Административно-правовой статус Главы муниципального образования 20
2 Общая характеристика местного самоуправления 24
2.1 Правовые основы местного самоуправления 24
2.2 Компетенция органов местного самоуправления 28
2.3 Система гарантий местного самоуправления 34
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

КП АП готов1.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  3                        

1 Понятие, виды  и административно-правовой статус  органов местного самоуправления                                                                                                     5

1.1 Понятие,  виды органов местного самоуправления                                  5            

1.2 Административно-правовой  статус депутата – члена выборного органа местного самоуправления                                                                    10

1.3 Административно-правовой  статус администрации муниципального  образования                                                                                                          15

1.4 Административно-правовой  статус Главы муниципального  образования                                                                                                          20                 

2 Общая характеристика местного самоуправления                                   24

2.1 Правовые основы местного самоуправления                                          24

2.2 Компетенция органов местного самоуправления                                   28

2.3 Система гарантий местного самоуправления                                         34

Заключение                                                                                                           37                                                                                                          

Список  использованных источников                                                              39                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статус (от лат. Status –  положение, состояние) – правовое положение организации, предприятия, лица, характеризуемое и определяемое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Административно-правовой статус –  это принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и, соответственно, права и обязанности.

Последнее время в Российской Федерации  осуществляются масштабные преобразования системы управления государством: проводятся административная и муниципальная реформы, совершенствуются межбюджетные отношения, укрепляется вертикаль государственной власти. Одной из основ российской государственности должно стать реальное местное самоуправление, базирующееся на учете жизненно важных интересов населения и их активном участии в управлении.

Как указывается в  Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом  Российской Федерации от 11.04.1998 №55-ФЗ, органы власти местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное и приближенное к гражданам управление.

Тема данной работы представляется актуальной и слабо разработанной. Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства: необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления, опираясь на нормативно – правовую базу, делегирующую им широкие полномочия для решения внутренних проблем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе; острота проблемы укрепления российской государственности, важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. 

Цель настоящей работы – комплексное исследование административно-правового  статуса органов местного самоуправления.

Задачами данной работы служит:

-  обозначение структуры  и видов органов местного самоуправления,

- определение административно-правового  статуса органов местного самоуправления  в целом, а также отдельных  их видов. 

Объектом исследования являются отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления. Предметом данной курсовой работы является административно - правовой статус органов местного самоуправления. Гипотеза исследование – изучение местного самоуправления как совокупность организационных форм в рамках муниципального образования, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения. Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования доверяет решать вопросы непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности.

При исследовании данного вопроса использовались следующие методы: философский, формально-юридический, историко-правовой. Правовой основой работы стали: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента, уставы субъектов, акты органов местного самоуправления, регулирующие деятельность и полномочия органов исполнительной и местной власти.

 

 

 

 

  1. Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления
    1. Понятие, виды органов местного самоуправления

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местно самоуправление - это организационная форма осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления - муниципальные образования, решающие в рамках своей территории вопросы местного значения, осуществляя при этом функции управленческого характера. Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления представляет собой:

    • представительный орган местного самоуправления;
    • глава муниципального образования;
    • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);
    • контрольный орган муниципального образования;
    • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.

Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

В системе муниципальных  органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п. Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения - это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это  минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного  органа местного самоуправления –  внутреннее строение органа, которое  по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:   

7 человек –  при численности населения менее  одной тысячи человек;   

10 человек –  при численности населения от одной до десяти тысяч человек;    

15 человек –  при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;   

20 человек –  при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;   

25 человек –  при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;   

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

К структурным элементам  представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Административно-правовой статус депутата – члена выборного органа местного самоуправления

Депутат – это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав допускает к участию в местных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования. Причем речь идет о реализации как активного, так и пассивного избирательного права. Главное условие его осуществления – наличие международного договора РФ с государством, граждане которого могут участвовать в муниципальных выборах.

Срок полномочий депутата не может быть менее 2 и более 5 лет. Это требование двух федеральных законов: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Исчисление полномочий депутата начинается со дня (момента) его избрания. А вот завершение полномочий депутата сопряжено с началом работы представительного органа нового созыва. Такая формулировка Закона обеспечивает преемственность в деятельности представительных органов. Депутатские полномочия могут быть прекращены досрочно. Основания самые различные. Одни из них следуют из гражданского законодательства: признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим. Другие следуют из уголовного законодательства: вступление в законную силу обвинительного приговора суда. Третья группа оснований имеет ярко выраженную публично-правовую окраску, свойственную конституционной и муниципальной отраслям российского права. Эти основания предусмотрены федеральным законодательством, региональными законами о статусе депутатов местных представительных органов и уставами муниципальных образований. Депутатские полномочия прекращаются также в случае избрания депутата представительного органа местного самоуправления депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного органа субъекта Федерации или представительного органа другого муниципального собрания. Установления, запрещающие совмещение различных депутатских мандатов, предусмотрены множеством нормативных документов – от Конституции РФ до уставов муниципальных образований.

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления