Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ 4
2. Содержание административной правосубъектности граждан
Российской Федерации 8
3. Гарантии реализации прав граждан РФ в сфере исполнительной
власти 11
4. Граждане РФ с особым административно-правовым статусом 19
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Сысоева_ИВ_АП_контр_1.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Гарантии реализации прав граждан РФ в сфере исполнительной власти.

 

Конкретное выражение прав и свобод граждан, проявляющихся в сфере исполнительной власти:

1. Конституционные права и свободы, относящиеся к общему правовому  статусу личности и реализуемые  в сфере государственного управления (например, статья 37 Конституции РФ закрепила право на труд, статья 39 – на социальное обеспечение, статья 40 – на жилище, статья 41 – на охрану здоровья и другие).

2. Конституционные права и свободы, определяющие характер государственно-управленческой  деятельности (например, статья 32 Конституции РФ установила право на участие в управлении делами государства, статьи 23 и 25 – на неприкосновенность личности и жилища, статья 27 – на свободу передвижения, статья 46 – на обжалование в суд решений и действий (бездействия) исполнительных органов и должностных лиц и так далее).

3. Права граждан, устанавливаемые  и гарантируемые законами и  подзаконными правовыми актами  субъектов исполнительной власти (например, Кодекс об административных правонарушениях закрепил права граждан, привлекаемых к административной ответственности, Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г. – право граждан проводить митинги и демонстрации, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. конкретизировано право на труд и так далее).

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.

Административно-правовой статус гражданина предполагает выполнение им определенных юридических обязанностей: как конституционных, так и определяемых законами и подзаконными правовыми актами. Это общие конституционные обязанности: платить налоги (статья 57), охранять природу и окружающую среду (статья 58), защищать Отечество (статья 59).

Такого рода обязанности получают свою конкретизацию в законах и подзаконных правовых актах. Так, в области внутренних дел граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка, безопасности дорожного движения, паспортной системы; в области жилищно-коммунального хозяйства - правила пользования жилыми помещениями; в области юстиции - правила регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Главное заключается в том, что конкретный объем отраслевых или ведомственных обязанностей граждан определяется не усмотрением того или иного органа исполнительной власти (должностного лица), а действующими правовыми нормами. Установление для граждан обязанностей помимо предусмотренных в законе во всех случаях строго наказуемо.

Однако невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданином своих обязанностей влечет за собой его ответственность. В сфере действия административно-правовых норм это, как правило, административная ответственность.

Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту).

В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых полномочными государственными органами:

а) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;

б) создание необходимых условий для их реализации;

в) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;

г) охрана прав и свобод граждан;

д) применение санкций в случае их нарушения.

При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все государственные органы Конституцией Российской Федерации и российским законодательством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административно-правовых гарантий. Они могут носить различный характер, что позволяет выделить два основных направления, по которым они проявляются в процессе государственно-управленческой деятельности.

Под административно-правовыми гарантиями реализации прав и свобод граждан подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в закреплении в соответствующих правовых нормах данных обязанностей. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность исполнительной власти (статья 18 Конституции РФ).

Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан (не ранее дня их официального опубликования) /3/.

Соответствующие обязанности подобного характера, но ограниченные сферой деятельности органов исполнительной власти, закрепляются в положениях о них, утверждаемых Президентом Российской Федерации или, как правило. Правительством Российской Федерации.

Важное значение имеют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях, по заявлениям и жалобам граждан. Они включают, в частности, закрепление обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничения при применении наиболее строгих административных взысканий, предоставление гражданам, привлекаемым к административной ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавливаемых Кодексом об административных правонарушениях и другими.

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, подобные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензирования различного рода деятельности, осуществляемой ими.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гарантий есть совокупность следующих юридически значимых действий:

а) обращение гражданина к исполнительному органу (должностному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;

б) рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;

в) вынесение ими решения по предмету обращения;

г) исполнение принятого решения.

Главное при этом заключается в том, что исполнительный орган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обязанность орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С другой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед гражданином как сторона возникшего административно-правового отношения. Это и есть проявление юридических гарантий прав граждан.

Особая роль отводится административно-правовым гарантиям охраны прав и свобод граждан - это осуществление исполнительными органами (должностными лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должностных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими.

Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести:

а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан (Президент Российской Федерации может приостанавливать действие правовых актов разных уровней власти в случае, если в них содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан);

б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);

в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан (Правительство РФ вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент РФ - акты самого Правительства и так далее).

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется следующая конституционная позиция: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (часть 3 статья 15).

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конституционный суд РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы.

Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан.

Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод граждан.

Законодательством предусмотрен персональный характер юридической ответственности конкретных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Ответственность исполнительных органов не предусматривается.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юридическая возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав /8/.

Конституция РФ предусмотрела учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" /4/.

В соответствии с данным законом Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Защита прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и по собственной инициативе Уполномоченного в случаях, установленных законом, например, при массовых нарушениях прав указанных субъектов.

При Президенте РФ образована Комиссия по правам человека с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан РФ. В соответствии с Положением о данной Комиссии ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству граждан РФ, находящихся за ее пределами.

При выявлении нарушений прав и законных интересов граждан соответствующие органы должны принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также к привлечению виновных в этом лиц к ответственности /6/.

Таким образом, граждане являются одним из основных субъектов административных правоотношений в Российской Федерации. Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается и охраняется нормами Конституции РФ, многочисленными законами и подзаконными актами Российской Федерации и субъектов Федерации, составляющими источники административного права.

 

 

  1. Граждане РФ с особым административно-правовым статусом.

 

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации