Административно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Изучение такого правового явления, как административный договор, в теории административного права не значительно, в связи с слабой разработкой проблем договора и договорных отношений в публичных отраслях права, в том числе, в административном праве Российской Федерации. В юридической науке преобладают работы, посвященные гражданско-правовому договору и частноправовому.

Содержание работы

Введение 3
1. Административно-правовой договор 5
2. Административно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений 10
Заключение 12
Список использованной литературы: 13

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР оформленный.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Юридический факультет

кафедра Государственного и административного права

 

 

 

 

Реферат

по административному праву

на тему: «Административно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений».

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)_1_  курса

заочного  отделения

 

Голубева Альбина  Витальевна

 

Преподаватель: _________________

________________________________

 

________________________________

   

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

1. Административно-правовой договор 5

2. Административно-правовой  договор в системе регулирования общественных отношений 10

Заключение 12

Список использованной литературы: 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Договор как правовой институт известен давно. Еще в Римском праве в сфере публичного права как «соглашения, устанавливающего мир между людьми его заключившими» берут свое начало определение договора через категорию «соглашение» и понимание «государственного договора».

В административно-правовой доктрине административные договоры рассматривались как одна из форм управления. В юридической литературе ХХ века в 20-е годы административные договоры считались побочной формой управленческой деятельности. Договоры не использовались в качестве средства государственного регулирования общественных отношений. Единственным управленческим средством выступал односторонне-властный (административный) акт компетентного государственного органа. Огосударствление общественной жизни, партийно-государственный монополизм в экономике, политике, идеологии, отсутствие реального федерализма и местного самоуправления, а также другие атрибуты тоталитарного устройства государства и общества позволяли структурировать и осуществлять управление исключительно в виде односторонне-властного воздействия, не прибегая к договорному типу регулирования.

Как к методу правового  регулирования, интерес к административным договорам особенно проявился в 90-е годы и обусловлен был реформированием системы государственного управления в России, появлением новых форм и методов государственного управления, расширением сферы использования административного договора в политической, экономической, социальной сферах общественных отношений, т. е. объективными причинами увеличения роли договорного регулирования в сфере управления общественными отношениями. Однако, это позволило выявить проблемы в сфере правовой регламентации административных отношений, обозначить место и роль административного договора в системе регулирования общественных отношений, предложить пути решения проблем, возникающих при заключении, изменении, исполнении и прекращении административных договоров в правоприменительной практике. Именно тогда объекты управления стали приобретать в большей степени саморегулирующиеся свойства, а договор восприниматься как средство саморегуляции отношений партнеров.

Изучение такого правового явления, как административный договор, в теории административного права не значительно, в связи с слабой разработкой проблем договора и договорных отношений в публичных отраслях права, в том числе, в административном праве Российской Федерации.  В юридической науке преобладают работы, посвященные гражданско-правовому договору и частноправовому. Поэтому необходимо определить новые научные подходы в теории административного договора, переосмыслить его правовую природу, разработать модель правового института административного договора, теоретической основой которого может стать концепция рассмотрения нормативного административного договора как источника административного права и метода правового регулирования, индивидуального административного договора как демократической формы государственного управления.

 

 

 

 

1. Административно-правовой договор

 

В отличие от правовых актов  односторонне-волевого характера, таких  как судебные решения, административные акты, жалобы, исковые заявления, завещания  и т.д., договор, в том числе  и административный, всегда представляет собой многосторонний акт, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воль договаривающихся субъектов.

Исходя из понятия публично-правового  договора, А. В. Демин дает определение административному договору: «Под административным договором понимаются все публично-правовые договоры, заключаемые органами государственной власти и местного самоуправления, за исключением международных и процессуальных…», при этом под публично-правовым договором понимается «волевое соглашение не менее двух субъектов публичного права, заключенное на основании норм публичного права в общественных (общегосударственных) интересах, правовой режим которого содержит элементы, выходящие за рамки частного (гражданского) права. Согласно этому определению, «административный договор есть управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права». Административные договоры могут заключаться как между самими государственными властными субъектами между собой, и тогда они называются «внутриаппаратными», «внутриорганизационными», так и между государственно-властными субъектами, с одной стороны, и гражданами, организациями – с другой, тогда они называются «внешними».

Административно-правовой договор, по мнению профессора Д. Н. Бахраха, представляет собой вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Такие договоры часто называются соглашениями. Административный-правовой договор основывается на административно правовых нормах и вырабатывается в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух или более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Административные договоры М. И. Пискотин называет средством реализации управленческих задач и функций, что они выступают особым средством государственного управления в определенной области общественной жизни. Заключая административный договор, государственные органы действуют на основе норм административного права, реализуют публичные цели и функции, а в ряде случаев обладают полномочиями прерогативного характера.

К признакам административно-правового договора, как договора публично-правового, относятся:

1. Субъектом договора всегда является участник публично-правовых отношений, и, главное, обладающий властными полномочиями: государство, его органы, должностные лица, органы местного самоуправления, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации.

2. Противоположная сторона может обладать иным статусом, но в публично-правовой сфере является носителем некоторых властно-регулирующих функций (к примеру, государственные корпорации) или выразителем общественных интересов (территориальное, профессиональное и иное самоуправление).

3. Имеет особый предмет: вопросы властвования, управления или саморегуляции.

4. Стороны приобретают обязательства, обеспечивающиеся особыми методами: используются меры организационного, правового, экономического, платежно-расчетного характера, могут быть изменены режимы исполнения, установлены особые приоритеты.

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что договорные отношения в сфере публичного права выражают меру согласования деятельности участников в рамках публично-правового воздействия, т. е. административный договор является особым видом публичных договоров и поэтому имеет специфические признаки, а в будущем при осуществлении правовой регламентации, скорее всего, будет иметь и особую нормативную базу. Поэтому, особенности правового режима административных договоров, содержащие административно-правовые элементы и выходящие за рамки публичного и частного права, относятся к нормативной основе, целям и функциям административного договора, его предмету, содержанию, субъектному составу, ограниченному действию общих принципов обязательственного права, процедурным моментам, первостепенным полномочиям государственного контрагента и ряду других аспектов.

Помимо этого, необходимо учесть особенности административно-правового договора:

  1. его нормативную базу составляют  нормы административного права;

2. в отличии от публично-правового, противоположной стороной по отношению к постоянному участнику таких договоров — органов, обладающих властными полномочиями, — могут являться и субъекты, которые не являются в публично-правовой сфере носителями властно-регулирующих функций, например, негосударственные частные предприятия и организации, граждане;

3. должны включать в качестве обязательных следующие условия их заключения:

- удовлетворение общественного (публичного) либо государственного интереса;

- определение административного (публичного) режима реализации определенных задач и функций;

- осуществление контроля за его реализацией со стороны органов управления;

- возможность прекращения административного договора в одностороннем порядке органами или должностными лицами исполнительной власти при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых обязательств другой стороной;

- установление возможности разрешения возникающих споров в органах административной юстиции и в судебных органах.

Кстати сказать, доктор юридических наук, профессор Д. Н. Бахрах в признаках административного договора указывает, что даже при горизонтальных связях участники административных договоров находятся в неравном положении. Это неравенство заключается в том, что обязательные (особые, специальные, отличительные) и не подлежащие обсуждению административные (управленческие) условия в административном договоре устанавливаются органами исполнительной власти (органами государственного управления, местного самоуправления), т. е. порядок заключения и выполнения административных договоров пронизывает административный режим, характеризующийся специфическими правовыми средствами и методами. Поэтому, другая сторона в договоре вправе либо принять данные условия, либо отказаться от них и не заключать административный договор. Поэтому можно сказать, что сущность административного договора – несправедлива. К примеру, если орган исполнительной власти пока не несет никакой ответственности за нарушение условий договора, то другая сторона нередко отвечает за невыполнение принятых на себя обязательств. Отсутствие механизма судебной защиты, а, следовательно, невозможность применения в конкретных случаях к участникам договора мер имущественной ответственности - это существенный пробел российского административного законодательства (а не признак), подлежащий скорейшему устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Административно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений

Административный договор  как форма государственного управления позволяет урегулировать общественные отношения на основе воли и волеизъявления субъектов административного права, добровольно согласившихся установить определенный порядок или выполнить взаимные действия, направленные на обеспечение и удовлетворение публичных интересов, поддерживаемых участниками соглашения.

Являясь непосредственным выражением воли и интересов сторон, договор в качестве акта управления реализует интересы «третьих лиц», способствует проведению коллективных, групповых, государственных и общественных интересов.

Так в 1993 г., после принятия Конституции РФ, активно используются договорные методы регулирования в ряде важнейших сфер конституционных и административных правоотношений. К числу источников административного права относятся следующие виды договоров, имеющих административно-правовую природу:

- договоры об обмене информацией между федеральными органами государственной власти;

- договоры о передаче полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации;

- договоры о финансировании между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоры о дружбе и сотрудничестве между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, сегодня все более  активно не только говорится о развитии института подобного рода соглашений, но и заключаются административно-правовые договоры между различными государственными и общественными образованиями. К примеру, на федеральном и региональном уровнях были заключены соглашения о сотрудничестве с Русской православной церковью в самых разных направлениях культуры, здравоохранения, социальной защиты и строительства. К примеру, строительная компания «Главстрой-Спб» при согласовании с администрацией Выборгского района г. Санкт-Петербурга предоставила Русской Православной Церкви участок земли для строительства храма на территории микрорайона «Северная долина» г. Санкт-Петербурга.

Помимо этого, стоит отметить, что административно-правовой договор  в системе регулирования общественных отношений крайне необходим для  полноценного развития сельскохозяйственной отрасли, для развития договорного процесса между образовательными учреждениями и их учредителями, для развития института концессионных соглашений органов управления с предпринимателями. Так. заключая подобные договоры и соглашения, органы власти детализируют порядок обеспечения гарантий, необходимых для беспрепятственного, в рамках закона, осуществления управленческой деятельности, а так же иные организационные вопросы.

Информация о работе Административно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений