Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Устойчивое развитие Российской Федерации, повышение качества жизни и здоровья ее населения, а также обеспечение национальной безопасности возможны только при условии сохранения природных систем.
Для этого необходимо формирование и последовательная реализация государственной экологической политики, внедрение принципов охраны окружающей среды и неистощительного использования природных ресурсов в национальную систему социально- экономических отношений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, признаки административного правонарушения…….…………….5
2. Классификация административных правонарушений……………….……...7
3. Законодательство РФ об административных правонарушениях…………..15
4. Юридический состав административного правонарушения……………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Юридический  состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

-  специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

-  особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

—  вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

—  небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

—  самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

—  мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

—  цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

 

Заключение

Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности.

Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.. М. : Юрайт-М, 2009 46с. 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

  1. ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 в ред. от 03.03.1995 года.

  1. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132.

  1. Алехин Алексей Петрович, Козлов Юрий Маркович. Административное право Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. "Правоведение" / МГУ им. М.В.Ломоносова. М. : ТЕИС, 2004. 280с. 

  1. Анисимова Н. П., Бочаров С. Н., Буденко Н. И., Жданов Ю. Н., Кондрашов Б. П. Административное право России: В 3 ч.:Учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по спец. 021100 "Юриспруденция" / Московская академия МВД России / А.П. Коренев (ред.) 2.изд., с изм., и доп. М. : Щит-М, 2007. 342с. 

  1. Бахрах Демьян Николаевич, Россинский Борис Вульфович, Старилов Юрий Николаевич. Административное право: Учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. 021100 "Юриспруденция". 3. изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2009. 816с.

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2008.

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2007.

  1. Бровко Николай Владимирович, Григорян Сергей Александрович, Соколова Юлия Александровна. Административное право: Учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования, обуч. по правоведческим спец. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 288с. 

  1. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 2007.

  1. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2007.

  1. Козлов Юрий Маркович, Овсянко Дмитрий Михайлович, Попов Лев Леонидович. Административное право: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция" / Московская гос. юридическая академия / Лев Леонидович Попов (ред.). М. : Юристъ, 2008. 967с.

  1. Попов Лев Леонидович, Мигачев Юрий Иванович, Тихомиров Сергей Васильевич. Административное право России: Учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. 021100 "Юриспруденция" / Московская гос. юридическая академия / Лев Леонидович Попов (отв.ред.). М. : ТК Велби; Проспект, 2006. 688с. 

  1. Постатейный научно-практический комментарий / А.П. Шергин (ред.), Е.Н. Сидоренко (разъяснения), А.Т. Гаврилов (ред.-сост.), М.И. Посошкова (ред.-сост.). М. : ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2006. 640с. 

  1. Россинский Борис Вульфович. Административное право. Словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. вузов. М. : ЮНИТИ, 2008. 271с. 

  1. Тихомиров Юрий Александрович. Административное право и процесс: Полный курс / Государственный ун-т - Высшая школа экономики. 2. изд., доп. и перераб. М. : Издание Тихомирова М.Ю., 2007. 696с.

  1. Четвериков Виталий Стефанович. Административное право России. Общая и особенная части: Учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2008. 244 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Административное правонарушение